Против вандалов, закладчиков и соседских разборок: как живется людям в «умных домах»?

В России с недавних пор вступили ГОСТы на умные многоквартирные дома (МКД). В списке соответствий как IP-домофоны и камеры, так и системы безопасности и ресурсосбережения. Как обстоят дела с «умнеющими домами» в Липецке (только домофонов у нас больше 400)? Зачем устройствам краш-тесты и чем машинное зрение помогает с проездом скорой под шлагбаум и парковками?
Узнать о внедрении умных сервисов в многоэтажки регионов ЦФО, журналисты из регионов смогли на большой пресс-конференции ПАО «Ростелеком», у которого есть свой набор цифровых услуг для МКД «Ростелеком Ключ», в Туле. Место для проведения выбрано не случайно — Тульская земля славится не только оружейниками, пряниками да самоварами, но и внедрением диджитал-технологий. Там и поговорили о кейсах из нескольких регионов и перспективах.
В цифровом духе времени
По словам представителей компании, с 2022 года возрос спрос госсектора на интеграцию умных домофонов с ЕДДС с одной стороны, а с другой — системой оповещения о чрезвычайных ситуациях и угрозах, например, о воздушной опасности. Есть опыт в реализации таких проектов у «Ростелекома» в Липецкой области. Сейчас специалисты компании работают, чтобы устройства «Ростелеком Ключ» также получили такой функционал со дня на день.
Как подчеркивают специалисты, к каждому поставщику оборудования и в каждом субъекте нужен индивидуальный подход. Такая работа требует времени, однако позволяет реализовать дополнительные функции – например, автоматически открыть двери в укрытие в доме с системой СКУД при тревоге, а не искать ответственного с ключами от полуподвального помещения.
— Нет никакого единого прописного сценария. Допустим, в этом году мы получили оборудование, которое позволяет, независимо от того, какая система действует в доме, установить контроллеры, чтобы в момент чрезвычайной ситуации открыть двери на территории жилищного комплекса через пульт управления. Это то, с чем мы сейчас плотно работаем, чтобы реализовать уже непосредственно с нашими заказчиками, — отметил директор направления продуктовый офис «Умный дом» ПАО «Ростелеком» Дмитрий Рогозин.
Это лишь один пример. Дмитрий Рогозин подчеркнул, что не только оборудование отечественное (то есть не зависит от санкций), но и ПО дорабатывают, чтобы добавить новые функции и отладить действующие.
— При обращении на прямую линию наши IT-специалисты анализируют проблему, после чего практически сразу дорабатывается платформенную часть с точки зрения защиты и безопасности, — подчеркнул он.
Например, системы научили такому приему: камеры видеонаблюдения умного шлагбаума (или таких же ворот) распознают транспорт экстренных служб, что сокращает время ожидания спецмашин при въезде во двор. Автомобили жильцов эта система также автоматически пускает по госномерам. А знаки, которые жильцы видеть не хотят, можно внести в чёрный список.
Умные по ГОСТу
Представители Воронежского, Курского и Тульского филиалов «Ростелекома» рассказали о трех проектах, которые они реализовали в местных ЖК. Наличие умных сервисов «Ростелеком Ключа» стало одним из преимуществ для новоселов при выборе застройщика по сравнению с другими ЖК.
«Скажи жителю, что он сейчас заезжает в пустой дом (даже эконом-класса) без домофона и без базового набора камер. Вот честно, застройщика могут поднять на смех. Потому что сейчас все стараются заходить с функционалом сразу при продаже», – отметил менеджер клиентских проектов тульского филиала Дмитрий Росляков.
Кроме того, в помощь гражданам в поиске жилья и местным властям Минстрой России уже выпустил ГОСТы по внедрению умных технологий в МКД. Установлены требования к архитектуре, базовому набору оборудования, единой цифровой среде и ее интерфейсам. В список обязательных элементов вошли IP-домофоны и камеры видеонаблюдения, например.
Почему такой интерес? Представители компании поделились примерами. В Воронеже камеры и домофоны «Ключа» в новом комплексе на две тысячи квартир помогли отследить вандалов, которые отрывали эмблемы ЖК сразу после заселения.
— Нельзя зайти в подъезд, не посмотрев в глазок домофона. Их определили практически сразу. Управляющая компания провела с людьми воспитательную беседу, и вандализм прекратился, — привел пример представитель Воронежского филиала «Ростелекома» Владилен Янгель. Кстати, в столице этот функционал помогает ловить закладчиков, которые маскировались под доставщиков.
В Курске ЖК привели к стандарту «эко-смарт». Кроме умных сервисов жильцы в 888 квартирах получили сразу GPON-розетки для подключения к скоростному интернету, а это позволило избежать лишних штроб после чернового ремонта. Да и в подъездах не висят лишние провода.
Пример из Тульской области примечателен по нескольким причинам. Вопреки убеждению, что умные дома и подъезды - для областных центров, этот комплекс находится в городе Щёкино. Но набору позавидует и Москва.
В комплексе уже бизнес-класса компания установила восьмидюймовые антивандальные сенсорные панели домофонов в трех корпусах на 182 квартиры. Подготовка к их установке напоминала скорее челлендж для YouTube: во время дроп-теста на них с высоты одного метра бросали металлический шар весом в пять килограммов, и они оставались целыми!
Во дворе специалисты организовали Wi-Fi. А камеры установили не только по периметру, но и в каждом лифте, напротив всех входов в подсобные помещения.
— Аппетит приходит во время еды, и некоторые наши клиенты со временем желают совершенствовать свои дома. И на сегодня у нас есть два рекорда — 350 и 600 камер на дом. Там они смотрят за всем, только даже за входом в подвал, только внутри этих помещений не поставили, — рассказал Дмитрий Росляков.
Вторичный не значит второстепенный
Журналистам сразу нескольких регионов стало интересно узнать об опыте на вторичном рынке жилья. Если обобщить: работа идет, но не всегда стремительно. Причиной тому часто бывают управляющие компании. Но как подчеркнули специалисты, заказчиком выступают в конечном счете жильцы, поэтому общее собрание способно привнести цифровой комфорт и в такие дома. Тем более, право на эти перемены закреплено в жилищном кодексе.
Среди таких клиентов наблюдается больший процент использования мобильного приложения, так как их выбор более осознанный. А установка в доме хотя бы одного сервиса (например, домофона), по словам специалистов, мотивирует жильцов подключать уже камеры или шлагбаумы.
Помогают и партнерские программы для домофонных компаний. По словам директора направления «Умный дом» в «Ростелекоме» Дмитрия Рогозина, в договорах с этими компаниями прописываются все необходимые обязательства сторон.
При этом, как отмечают в Ростелекоме, абонентскую плату за сервис стремятся ставить ниже средней по рынку цифровых домофонов.
Кстати, Липецка область идет в этом направлении достаточно активно. О реализация «Ростелком Ключа» в новостройке мы писали еще в 2022 году – там у жителей полный набор «домофоны, камеры, шлагбаум». Но на сегодня в Липецкой области установлено уже больше 420 умных домофонных панелей «Ростелеком Ключ» (спикеры из других регионов в этом направлении могли похвастаться меньшими показателями — прим. автора). Некоторые МКД кроме домофонов с видеонаблюдением приобрели отдельно камеры.
Большинство устройств системы установлены в Липецке – ими пользуются порядка 15 тысяч домохозяйств. В других муниципалитетах масштабы скромнее: в Ельце таких домофонов вообще нет, но есть 40 камер видеонаблюдения. В Грязях, Лебедяни и Усмани доступ к сервисам «Ростелеком Ключа у 350 домохозяйств.
Машинное зрение в борьбе за парковки
Также спикеры обозначили несколько проектов, которые в скором времени могут быть реализованы. По словам руководителя направления продуктового офиса «Умный дом» «Ростелекома» Станислава Коршунова, в Москве и Ростове уже апробирован такой сервис, как «свободные места на парковке». Если, как писал Михаил Булгаков 80 лет назад, москвичей испортил квартирный вопрос, то сегодня и в столице, и за ее пределами людей ссорит борьба за свободные места для машин. При наличии камер во дворе без дополнительного оборудования проблему поможет решить новый сервис.
— Система видеонаблюдения анализирует пространство во дворе. Перед тем как туда заехать, жилец через приложение может посмотреть, где есть свободное место и спокойно туда направиться. Да, могут возникать ситуация, что с другого заезда кто-то уже будет держать путь туда же. Здесь тогда помогут только дипломатические навыки, — отметил спикер.
Также перспективное направление – превращение «Ростелеком Ключа» в суперапп. Кроме управления сервисами, в приложении появится отдельная вкладка, которая будет сообщать новости о коммунальных и прочих событиях в МКД или районе, например, отключения воды. Ведь цифра шагает вперед, но гидравлические испытания и плановые работы вечны.
Больше свободного места на смартфоне и меньше ярлыков- как бонус.
Реклама. ПАО "Ростелеком"