Общество
36786
11.08.2024 15:04
21
Оператор связи просит подтвердить свои данные: как реагировать
Вы получили сообщение от своего мобильного оператора, что нужно подтвердить персональные данные – иначе есть риск лишиться связи. GOROD48 рассказывает, что нужно сделать, если пришло такое сообщение, как актуализировать данные. И как отличить сообщение настоящего оператора от развода мошенников, которые пытаются действовать от имени работников сотовых компаний.
Почему операторы мобильной связи рассылают сообщения о подтверждении данных
Еще в 2018 году вступили в силу поправки в Закон «О связи», в которых регламентировалось – предоставлять услуги связи операторы вправе только абонентам, которые сообщат им достоверные сведения о себе. А в 2021 году появились новые изменения – закон № 319 ФЗ наделил Роскомнадзор полномочиями проверять корректность внесенных операторами данных. Ведь даже если когда-то абонент сообщал оператору свои паспортные данные, информация могла устареть – человек поменял паспорт, сменил фамилию, возможно, получил сим-карту от знакомого, который решил пользоваться другим номером, а старую сим-карту жалко оставлять на полке.
Следует помнить – закон требует от операторов связи блокировать номера абонентов, чьи данные по любым причинам неактуальны или не подтверждены. Оператор вправе отключить связь, если не предоставить информацию в течение 15 дней. Если игнорировать запрос еще полгода, компания может расторгнуть договор и передать номер новому абоненту.
Как подтвердить данные
Подтвердить свои данные можно через авторизированный аккаунт на Госуслугах или лично посетить салон связи своего оператора.
В приложении мобильного оператора или в личном кабинете на сайте нужно зайти в свой профиль и выбрать кнопку «проверить/подтвердить паспортные данные», затем перейти в свой личный кабинет в Госуслугах и разрешить оператору провести верификацию.
Также вы можете обратиться в любой магазин или отделение вашего сотового оператора. С собой нужен только паспорт и SIM-карта. Сотрудник сверит данные с договором и, если необходимо, актуализирует сведения. Отделение сотового оператора придется посетить, если Госуслуги не дадут подтверждения, что данные актуализированы. Такое возможно, если договор вы оформили много лет назад, а за это время у вас изменилась фамилия, паспорт, адрес регистрации или другие сведения.
Если сим-карта оформлена на другого человека
Такой номер можно подтвердить и переоформить только при личном посещении салона сотовой связи. Самый простой вариант – абонент, на которого оформлена карта и нынешний пользователь знают друг друга, общаются. В такой ситуации они приходят вместе в салон с паспортами, номер переоформляют на нового владельца, в базе – актуальные данные. Но если текущий владелец живет в другом городе, то алгоритм действий у разных операторов различается и его надо уточнять. Существуют вариант переоформления номера по доверенности. Есть вариант с посещением офиса каждым из участников в своем городе. В случае, если бывший владелец мобильного номера умер, вопрос – можно ли переоформить канал связи на свое имя – решается в офисе оператора.
Как мошенники пытаются прикинуться мобильными операторами
Актуализация персональных данных – это требование закона. Сотовые компании напоминают, что нужную информацию следует подтвердить или через Госуслуги, или в салоне.
А вот если вам звонят от имени мобильного оператора, чтобы продлить действие сим-карты, - это, скорее всего, мошенники. Эта схема стала одной из популярных с конца 2023 года. Разговор строится по одному сценарию: собеседник утверждает, что буквально завтра заканчивается срок действия вашего договора на связь с сотовой компанией. Если его не продлить, вас лишат связи – звонков, интернета, смс. А сам номер отберут и передадут другому человеку. В этот момент следует вставка о персональных данных: их нужно актуализировать, но вот время, увы, поджимает… Но исключительно из симпатии (уважения, сочувствия, и т.д. – нужное подставить) в офис можно и не приезжать. Компания сама поможет пройти идентификацию через Госуслуги, просто нужно продиктовать код, который сейчас придет на мобильный телефон.
Код – именно та информация, которая нужна мошенникам. Поменяв пароль, они могут сразу сообщить вам – «я мошенник, теперь кредит на тебя оформлю», чтобы вы зашли на госуслуги и позвонили в «службу безопасности Госуслуг». Или чуть позже вам позвонит сотрудник «службы безопасности». Дальше – прессинг, что надо открыть безопасный счет, вывести деньги…
Правило: «не говорить код от своих аккаунтов, личных кабинетов» должно работать и здесь: настоящий мобильный оператор предложит или самому зайти на госуслуги и подтвердить данные, или посетить салон связи лично. Обман выдает и причина, по которой мошенники начинают диалог: у договора между оператором и абонентом есть начало, но нет срока окончания действия. Договор не надо продлять раз в год-два. Он актуален, пока вы пользуетесь связью. Угроза расторгнуть договор буквально завтра – фикция. Настоящий мобильный оператор не станет этого делать, даже если отключит связь из-за неуплаты. Только если не платить больше полугода.
А вот если вы все-таки поддались напору и продиктовали код из смс, и мошенники успели поменять пароль и контрольный вопрос, восстановить доступ самостоятельно у вас не получится. Придется обращаться в МФЦ. И обязательно сразу заблокировать все банковские карты, если они привязаны к аккаунту.
И, конечно, будьте бдительны.
7
5
18
28
13
Комментарии (21)