Бизнес
9198
20.02.2025 09:00
61

Правый и левый берега реки в Липецке летом свяжут новой трамвайной веткой

Генеральный директор «Мовиста Регион Липецк» Иван Федоров рассказал GOROD48 о реализации концессии по модернизации сети городского электротранспорта.

Липецк — один из немногих городов России, где идут работы по кардинальному обновлению трамвайной сети. К этому масштабному проекту приковано внимание горожан, лишившихся удобного вида общественного транспорта на время производства работ. Поэтому интервью на эту тему — более чем актульно.

- Впервые в новейшей российской истории в соответствии с поручением Президента в стране реализуется программа модернизации городского электрического транспорта. Проект финансируется за счет федерального бюджета, кредитов ВЭБ.РФ и средств инвесторов. Правительство одобрило 10 заявок на обновление ГЭТ, Липецк вошел в число этих городов. По нашим данным, сроки реализации проекта в нашем городе сдвинулись. С чем это связано?

- Перенос сроков связан с изменением графика финансового закрытия, которое напрямую влияет на темпы строительных работ. Первоначально финансирование проекта должно было полностью открыться в феврале 2023 года, но из-за длительных процедур согласования доступ к заемным средствам был получен только в сентябре. Это повлекло за собой цепочку сдвигов: поставщики материалов и подрядчики не могли приступить к работам в запланированные сроки, что в конечном итоге сказалось на реализации проекта.

Важно отметить, что подобные вызовы характерны для всех регионов-участников программы модернизации рельсового транспорта. В связи с этим сейчас совместно с Минтрансом России, госкорпорацией «ВЭБ.РФ» и ФАС России прорабатывается возможная корректировка планов работ с учетом текущих условий.

- Поскольку данная федеральная программа по модернизации ГЭТ принята и реализуется впервые, с чем концессионер сталкивается в процессе реализации проекта? Сформировались ли на основе практики у вашей компании какие-то предложения и дополнения в программу для того, чтобы не было срывов сроков, и горожане получали новый красивый трамвай для своих поездок вовремя?

- Проект модернизации трамвайной сети в Липецке – это часть масштабной федеральной программы обновления городского электротранспорта, которая реализуется впервые. Такая комплексная трансформация инфраструктуры неизбежно сталкивается с рядом вызовов:

  • Согласование проектных решений. Взаимодействие с собственниками земельных участков, инженерных коммуникаций и других объектов требует большого количества согласований, что влияет на сроки. Например, проектирование шестого этапа временно приостановлено из-за необходимости утверждения новой трассировки.

  • Рост стоимости строительства. За последние два года резко выросли цены на материалы и строительные работы, что потребовало дополнительного финансирования.

  • Финансовые механизмы. Программа концессий в сфере ГЭТ проходит этап становления, и многие вопросы, связанные с ее реализацией, требуют доработки.

На данный момент компания не направляла официальных предложений по изменению программы, однако готова участвовать в дискуссии по ее совершенствованию.

- Уже во время реализации концессии выяснилось, что техническое состояние Октябрьского моста не позволяет проложить по нему новые пути взамен существующих и что нужен новый мост! Поэтому пока новые трамваи вынуждены ездить по старым рельсам действующего моста. Какие варианты решения есть у данной проблемы?

- В рамках концессионного соглашения предполагалась укладка новых рельсов на Октябрьском мосту. Однако в ходе обследования выяснилось, что конструкция моста требует ремонта, а полноценную модернизацию трамвайной инфраструктуры на нем можно выполнить только после реконструкции самого объекта.

В результате было принято решение о временном сохранении существующих путей. Безопасность движения на этом участке обеспечит МУП «Горэлектротранспорт», которое проведет необходимые работы по поддержанию инфраструктуры в рабочем состоянии.

Перспективное решение проблемы – капитальная реконструкция моста с учетом прокладки современных трамвайных путей. Этот вопрос находится в ведении городской администрации.

- Как изменения ключевой ставки Банка России влияют на процесс реализации проектов по обновлению ГЭТ? Планируются ли какие-то дополнительные меры поддержки со стороны ВЭБ.РФ и Правительства?

- Ключевая ставка ЦБ с момента подписания концессионного соглашения в октябре 2022 года выросла почти в три раза. Это существенно повлияло на стоимость привлеченного финансирования, стоимость строительных материалов, оборудования и услуг подрядчиков.

Для минимизации рисков прорабатываются различные меры поддержки, включая возможное увеличение объемов финансирования проекта. Однако окончательные решения по этому вопросу пока не приняты.

- В последний раз ход концессии обсуждали в горсовете минувшей осенью. Тогда депутатам продемонстрировали слайд, из которого следовало, что в целом по состоянию на 7 октября в Липецке было демонтировано 63% путей, уложено — 43%. То есть, несмотря на все трудности, проект движется. Впереди активный строительный сезон, что планируется сделать в ближайшие полгода?

- На ближайшие шесть месяцев запланирован ряд ключевых этапов:

  • Проектирование и экспертиза. Необходимо завершить разработку проектно-сметной документации по оставшимся этапам.

  • Финансовые вопросы. Продолжается работа с ВЭБ.РФ по закрытию вопросов финансирования.

  • Строительство и монтаж. Будет продолжена укладка рельсошпальной решетки на ключевых участках, в том числе на левом берегу и в районе остановки «Памятник Танкистам».

  • Запуск новых участков. В июне 2025 года планируется запуск маршрута №1 от депо до улицы Чехова.

- Какие технологии компания применяет при укладке новых путей и рельсошпальной решетки? На всех ли участках обновленного пути движение трамваев будет тихим, без повышенной вибрации и шума?

- При укладке путей используются современные технологии, позволяющие снизить уровень шума и вибрации. В частности, применяется рельсошпальная решетка с резиновыми прокладками, которая уменьшает воздействие на окружающую среду и повышает комфорт пассажиров.

- Летом в Липецке было запущено движение трамваев по обновленной линии, насколько новый трамвай востребован у пассажиров, ведет ли компания статистику по пассажиропотоку?

- С момента запуска движения по обновленной трамвайной линии трамваями воспользовались более 360 тысяч человек. Это подтверждает высокий спрос на обновленный городской транспорт.

- Когда компания планирует провести благоустройство вдоль обновленной трамвайной линии? Липчане обращают внимание на недоделки и хотели бы видеть полностью облагороженное городское пространство. Тем более, что куложенным рельсам и новым трамваям претензий нет, есть ожидание благоустройства. И такие вопросы к нам поступают.

- Благоустройство территорий, прилегающих к трамвайным путям, идет параллельно с основными строительными работами. Все работы на втором этапе проекта будут завершены до конца инвестиционной стадии, то есть до 31 декабря 2025 года.

- Как обстоят дела с реализацией концессии сегодня? Если можно, дайте информацию по этапам проекта?

- Проект реализуется в несколько этапов, на сегодняшний день ведутся работы на этапах 1, 3 и 5. В среднем на объектах работают 35–50 специалистов и 9–15 единиц техники.

По состоянию на 1 февраля 2025 года:

  • демонтировано 32,4 км трамвайных путей,

  • уложено 20,5 км рельсошпальной решетки,

  • подготовлена и согласована проектно-сметная документация по большинству этапов.

Также завершена поставка всех 46 трамваев, 13 из которых уже перевозят пассажиров.

Реклама. ООО «МОВИСТА РЕГИОНЫ ЛИПЕЦК»



Комментарии (61)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
ОЛЬГА
вчера, 10:39
ЖДИТЕ.....МОЖЕТ ДОЖДЕТЕСЬ........
Владимир
22.02.2025 23:02
Трамвай для Липецка вообще может стать эрзац-метро. Сколько раз убеждался , что даже старые и разболтанные вагоны на перегоне до танка легко делали всех стоящих пробке. Кстати, проезд до эконом-зоны тот еще гемор. Трамвай бы там не помешал. Ветка до Грязей соединила бы вокзалы. Поездов через Грязи побольше, а добраться только автобус или такси.
Павел.
22.02.2025 17:57
А про мост никто не думает. Ведь признан аварийным. Или знаки понижения скорости убирают аварийность). Потом будем менять мост. Господи до Крыма сделали на раз два, а тут проблемы на десятилетия. Пока не обрушится видимо. Что мешает прямо сейчас рядом построить новый.и пустить по нему ветку. Денег нет для распила?)
Павел.
21.02.2025 18:33
А про мост никто не думает. Ведь признан аварийным. Или знаки понижения скорости убирают аварийность). Потом будем менять мост. Господи до Крыма сделали на раз два, а тут проблемы на десятилетия. Пока не обрушится видимо. Что мешает прямо сейчас рядом построить новый.и пустить по нему ветку. Денег нет для распила?)
Иван
21.02.2025 08:30
Вся надежда на путейцев ГЭТ, что они Октябрьский мост чем-то подлатают, иначе Стану и ДП-6 удачи не видать ?!
Житель 14 района.
21.02.2025 06:38
Наш район страдает больше всех, потому что транспорта с нашего рацона мало, особенно до 19 района нас оторвали, ждем не дождемся, когда поедет трамвай 1, сначала убрали 342 автобус , теперь третий год трамвай ждем.
Неравнодушный горожанин
21.02.2025 03:28
Хорошие сказочники - братья Гримм бы позавидовали.
Андро
20.02.2025 22:45
Да нормально всё будет, дело наживное
Гость2
20.02.2025 22:14
Сначала всё сломали, рельсы сдали на металл, и теперь по президентской компании, восстановим трамвай в городе. Вот ещё бы троллейбус вернуть
обещаю
20.02.2025 21:56
обещать
Еще комментарии
Используя данный сайт, вы даёте согласие на обработку файлов cookie
подтвердить