Общество
10506
11.05.2022 10:29
35
Почему в Липецке вводили бесплатный транспорт, митинговали милиционеры и зачем спикер горсовета встречался с президентом

Липецкому городскому Совету депутатов в этом году исполняется 100 лет. К юбилею GOROD48 подготовил серию материалов о председателях Совета. Многие из них до сих пор здравствуют, хотя и давно отошли от дел. О времени, о городе и о себе сегодня рассказывает Сергей Степанов.
— Когда началась перестройка, я понял, что это мое время, — говорит Сергей Степанов.

Политическая жизнь в Липецке конца 80-х годов бурлила. КПСС еще существовала, но общество уже требовало перемен. В Липецке появился круг людей, которые начали обсуждать, как жить дальше. Они собирались в здании Политеха, который тогда еще не стал университетом, в красных уголках предприятий, которыми руководили неравнодушные товарищи. Инженер-электронщик Сергей Степанов не только посещал такие собрания, но и активно на них выступал. На собрания не раз приходили представители прокуратуры, требовали разойтись.
— Мы собирались, обсуждали, что происходит в стране, в области, в городе. Говорили о том, что не должно быть людей исключительных, партийных льгот, партийного диктата. Партия не должна руководить всем на свете. Нужно больше свободы мнений, свободы для людей, которые могут делать что-то своими руками. Сейчас трудно представить, что люди говорили о свободе, демократии, необходимости перемен. Почему мы живем хуже, чем в других странах? Что надо сделать, чтобы было хорошо жить в стране! А у меня был вопрос, ну хорошо, мы придем к власти, а что мы будем делать дальше? Чем мы будем лучше тех, кого мы хотим сменить? На этот вопрос готового ответа не было, — вспоминает Сергей Степанов.
Несмотря на оппозиционную деятельность Сергей Степанов продолжал был членом КПСС, секретарем партбюро на своем предприятии. Его «прорабатывали», пытались освободить от этой общественной должности, вызывали на ковер в обком, но отстояли соратники. «Я был идеалистом. Я считал, что партия должна очиститься. Надо бороться с тем, что творится в городе, в области. Надо быть ближе к народу. Уже тогда мы, оппозиция, организовывали митинги, в которых участвовали сотни липчан. Люди хотели перемен». В 1989-м он вышел из КПСС. А в 1990 году пришел в политику уже официально — избрался депутатом горсовета от привокзального района, как кандидат Демократического блока.

— Выборы того периода, не только в Липецке, были в истории СССР и новой России, пожалуй, самые честные, свободные и открытые, — с гордостью говорит Сергей Степанов.
Тогда в горсовете было 200 депутатов. Сессии проходили в здании на улице Советской, 5 и длились порой по нескольку дней. И вот грянул август 1991 года. Путч. Уже через несколько дней чрезвычайная сессия горсовета с подачи оппозиционного Липецкого штаба по защите Конституции осуждает бездеятельность президиума горсовета в период госпереворота с 19 по 21 августа 1991 года и принимает отставку председателя, его заместителя и президиума горсовета. Как писали тогда СМИ «президиум горсовета не определил четкой политической позиции, не выступил на защиту конституционного строя, не принял мер к исполнению указа президента РСФСР и постановления правительства, чем способствовал преступным действиям группы заговорщиков».
Сергея Степанова тайным голосованием избрали председателем Липецкого городского Совета народных депутатов. Его соперником был Виталий Безруков — начальник штаба по защите Конституции. Вопросы к кандидатам были тогда такими: улучшить материальное положение учителей, бесквартирных афганцев, инвалидов, возвратить главный собор города верующим, прекратить государственный рэкет начинающих предпринимателей и решить транспортную проблему. Кстати, кандидаты, понимая предстоящие трудности, ничего особо не обещали. Совет, которым руководил Степанов был последним, в названии которого присутствовало слово «народный». Потом это слово убрали.
— Никто не руководил нами. Мы сами принимали решения. Мы были подотчетны только избравшим нас людям. В стране начинались радикальные реформы. На площадь Ленина выходили митинговать даже милиционеры, они жаловались на плохую материальную базу, маленькую зарплату. Мне приходилось разговаривать с протестующими. Горсовет принял на себя всю тяжесть власти в городе. Во многих случаях, выступая перед депутатами, глава администрации города говорил, как решите, так и будет. И Совет решал, — вспоминает Сергей Степанов.
В составе делегации Союза российских городов Сергей Степанов встречался с президентом Борисом Ельциным, говорили о перераспределении полномочий между федеральным центром и властью на местах. Тогда ситуация осложнялась еще и остановкой предприятий, а впереди — отпуск цен.
— Отпуск цен — по существу контрольный выстрел в голову больной российской экономике. Начался кошмар. Цены взлетели многократно, накопления на сберкнижках обнулились, многим не хватало денег на еду! В городе останавливаются предприятия, ломаются производственные связи. Тысячи людей остаются без работы. Люди приходили в магазины, как на выставки, посмотреть на непонятно откуда появившиеся продукты, неподъемные для кошелька. В горсовет приходили люди с просьбой о материальной помощи на самое необходимое, — вспоминает Сергей Степанов.

Руководство горсовета и администрации города проводили переговоры с директорами работающих промышленных предприятий в поисках возможных совместных мер поддержки населения, был создан Фонд соцзащиты малообеспеченных граждан, заработали благотворительные столовые. Кресло председателя Совета отнюдь не было «теплым». В конце 1992-го Сергей Степанов серьезно заболел: не выдержало сердце. Когда выкарабкался, врачи предложили оформить инвалидность, но он отказался.
В это же время проезд на городском транспорте стал бесплатным: пассажирский транспорт оказался в таком упадке, что доходы от него не покрывали даже затраты на обилечивание пассажиров. В разы поднять цены на проезд было невозможно, люди и так обнищали. Поэтому было принято решение оптимизировать затраты на транспорт, исключив из них продажу билетов и контроль оплаты за проезд. На работу транспорта выделили бюджетные деньги.
Митинг в поддержку президента Бориса Ельцина (архив телекомпании ТВК)
Загрузка плеера
Сергей Степанов уверяет, что принимал решения, которые считал нужным. Придя во власть на волне демократических реформ, в конце концов он стал противником Бориса Ельцина, которого считал виновным в том, что происходило в стране. Степанов был против расстрела парламента страны в 1993-м, отстранения представительной власти от принятия решений, против радикальной ломки экономики. И пострадал за свою принципиальность.
— После моих категоричных публичных заявлений о незаконности блокирования Верховного Совета РФ и узурпации власти в России президентом группа моих бывших соратников по демдвижению, ярых защитников ельцинского курса, пригласила меня для разговора. Они кричали, что я предал Ельцина, предал интересы демократии, плевали мне в лицо, — вспоминает Сергей Степанов.


Липецкий городской Совет народных депутатов по указу президента распустили. Сергей Степанов попытался избраться вновь. Но не получилось. Активисты усиленно распространяли тезис о «теплом кресле, за которое цепляется бывший председатель». Он проиграл школьной учительнице.
— 91-й год прошел, 92-й год прошел, 93-й год — побузили, и все встало на свои места, поубирали всех, кто не согласен. Теперь можно вернуться к «дореволюционной» жизни. Демократия — это когда есть орган представительной власти, который от лица народа свое мнение высказывает, а не повторяет то, что ему диктуют откуда-то! Значение и права новых местных Советов были сильно урезаны. По моему мнению, демократия на этом кончилась! — саркастически говорит Сергей Степанов.
Так проходили раньше сессии липецкого горсовета (архив телекомпании ТВК)
Загрузка плеера
Загрузка плеера
Он ушел в бизнес, потом работал в комитете по управлению госимуществом Липецкой области, 10 лет был исполнительным директором в совместном российско-американском предприятии «Куриное царство», сейчас на пенсии, занимается домом и садом.
Сергей Степанов — финалист национальных литературных премий «Поэт года — 2011» и «Поэт года — 2016», автор двух поэтических сборников. Во время активной политической деятельности много печатался в липецких газетах. В 1994 году стал лауреатом конкурса внештатных авторов «Золотые перья» областной газеты.
Его деятельность не раз критиковали журналисты, но он всегда относился к этому терпимо и с пониманием. И до сих пор считает, что свобода слова и возможность высказать свою точку зрения жизненно необходимы.

0

0

0

0

0
Комментарии (35)