Общество
2907
18.02.2016 11:45

Народные дороги

В Воловском районе строительством и обслуживанием дорог занялось народное предприятие.

Несколько лет назад руководство региона подняло как знамя идею создания в Липецкой области народных предприятий. Некоторое время ушло на понимание, что это за форма хозяйствования, несколько лет - на убеждения районных властей и жителей в необходимости перехода к такой коллективной форме. Родившиеся и жившие в СССР не совсем еще отошли от понятий «все вокруг колхозное, все вокруг мое», и оглушенные капитализмом до сих пор пребывают в нокдауне. Чтобы народ не считал себя ущемленным, почувствовал перспективу и стал соучастником экономических процессов, имея долю в том или ином бизнесе, глава региона Олег Королев стал проталкивать на всех уровнях идею кооперативов и народных предприятий. 

Скептиков было достаточно. Многие и сейчас относятся с недоверием к самой возможности создания таких предприятий. Но такие предприятия в регионе уже созданы и работают. Всего их - 14. Некоторые организации стали народными, перейдя юридически к такой форме хозяйствования, но появились НП и с нуля. О некоторых из них мы постараемся рассказать липчанам. 

Отбросим сразу кредитные кооперативы, которых много, но суть одна -ростовщичество, в них мало что интересного по содержанию. Постараемся рассказать о тех, что производят нечто материальное: разводят скот и птицу, строят, выращивают урожаи. В общем, все, какие можно увидеть глазами и потрогать руками.

Год назад в Воловском районе появилось народное предприятие, занимающееся строительством и обслуживанием дорог. Людей в него набирали, заинтересовав идеей стать не только сотрудником, рабочим, но и совладельцем бизнеса. 

- Работников мы набирали под идею стать хозяином своего дела, - рассказывает замруководителя народного предприятия «Автодорожник» Дмитрий Бачурин. - Это было бы авантюрой, не будь у нас поддержки администрации и области, и района. На момент создания - моральной, а затем и материальной. В чем это заключалось? Перво-наперво нужна была техника и база. Нам верили на слово, отдав помещения под базу, которую мы сразу стали приспосабливать под свои нужды. Таким же макаром приобреталась и первая техника, в аренду, под честное слово. 

IMG_7225.jpg

Так, собрав с миру по нитке эдакую народную артель с далеко не новой техникой, в основном арендованной, и начали работать, - продолжает Дмитрий Бачурин. - Дороги наши нуждаются в постоянном обслуживании и ремонте, так что без работы народное предприятие не осталось. Заказы пошли, конечно, не косяком, но достаточно плотно. Появилась первая прибыль, которую мы вкладывали в выкуп арендованной техники. 

IMG_7235.jpg

Так, по чуть-чуть, народный «Автодорожник» встал на ноги. Год спустя он стал солидным предприятием, со своими машинами, грейдерами, асфальтоукладчиком, бульдозером. У «народников» уже 15 единиц снегоуборочной техники, 5 катков, 5 тракторов, экскаватор, погрузчик, 5 комплексных дорожных машин, 5 самосвалов. Все не новое, конечно.

IMG_7237.jpg

- Получаемая прибыль идет в основном на ремонт, восстановление, покупку или аренду техники - это главная задача для нас, и на зарплату, - говорит Дмитрий Бачурин. 

Само понятие «народное предприятие» подразумевает владение им трудовым коллективом, каждый сотрудник которого имеет акции предприятия, а значит и право на часть прибыли. Можно, конечно, прибыль делить на всех. Но это тупик. Все в «Автодорожнике» понимают, что прежде чем начать зарабатывать настоящий капитал, который можно и делить, и тратить по собственному усмотрению, нужно вложиться в технику, в оборотные средства. Все остальное - потом. Но даже и при таком раскладе зарплата у народных дорожников на сегодняшний день одна из самых высоких в районе, а само НП всего лишь год спустя после создания уже является одним из основных налогоплательщиков.

- Конечно же, часть прибыли идет не только на зарплату, но и на премии, - говорит Дмитрий Бачурин. - Стараемся, чтобы у людей был стимул. 

... У села Набережное журналисты GOROD48 застали ямочный ремонт дороги, который делали несколько человек. Как выяснилось, они из «Автодорожника». 

- Тяжело ли работать с асфальтом? Устаем ли? Да легко только тогда, когда ничего не делаешь. Тогда и не устаешь. Вот в выходные дома я лежал на диване, и я не устал, мне было очень легко, - смеется битумщик Николай Гритчин. - Конечно, работой доволен. Мильёнов не получаем, но что есть - все вовремя: аванс-получка-аванс-получка, как по часам. Ну и перспектива роста зарплаты есть. Скоро весна, работы прибавится ого-го! 

IMG_7255.jpg

Николай поделился, что, возможно, весной их народное предприятие получит крупный заказ. Очень крупный! Но какой заказ, так и не признался, боясь то ли сглазить, то ли озадачить конкурентов. То есть простой работяга с лопатой в руках, в спецодежде черной от копоти печки разогревающей асфальт уже мыслит как совладелец предприятия.

В коллективе - 53 человека. Столько пришло ровно год назад, и пока все на своих местах. Общими делами предприятия руководит координационный совет. Он решает вопросы как производства, так и распределения прибыли.

- Мы недавно решали, покупать или нет погрузчик и самосвал. Старенькие. Но коллектив решил не покупать, посчитав это нецелесообразным. Пока взяли в аренду, а там уже дальше решим, как быть, - говорит Дмитрий Бачурин… 

Конечно, самый главный вопрос - результативность работы. 

- Мы заинтересованы в качестве своей работы, так как после того, как построили новое дорожное полотно или реконструировали старое, даем гарантию на сделанное. Четыре года! Все это время за свой счет мы обслуживаем дорогу. То есть нет такого, чтобы мы ради того, чтобы таскать деньги из бюджета, были заинтересованы в том, чтобы дорога постоянно, что называется, сыпалась, приходила в негодность. Наш интерес в том, чтобы любая заплатка держалась как можно дольше, чтобы не платить из своего кармана за новую. 

Такая форма хозяйствования дает ряд преимуществ. К примеру, если получить муниципальный подряд на ремонт, обслуживание или строительство новой дороги, надо участвовать в тендере. Но уже все, что нужно, материалы, НП свободно может покупать где угодно без всяких тендеров. Это выгодно отличает их от предприятий государственных, муниципальных. 
 
- Дороги ремонтируются зачастую когда придется только потому, что пока будет объявлен тендер, пока пройдут торги, пока поставят материалы, будет уже осень. А потом мальчики на телефон бегают снимают и выкладывают в интернет все казусы дорожного строительства, - продолжает Дмитрий Бачурин. - Где взять асфальт - проблем нет. Мы берем в соседних Тербунах. Бери сколько хочешь, только плати. То же самое и щебень...

Такое удобство почувствовали муниципалитеты. Народных дорожников уже приглашают в другие районы, и даже в соседнюю Курскую область. Но пока они не поднакопили достаточно сил, чтобы все охватить. А за то, что выполнить не смогут, или заведомо сделают тяп-ляп, браться не желают. А вот на будущее амбициозные планы строят. 
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.