Общество
18721
05.08.2022 11:20
72

«Коллапс Октябрьского моста может случиться в любую секунду»

Экс-депутат Липецкого горсовета, почетный дорожник РФ Борис Бондарев хотел бы спасти 50-летний мост малой кровью.

На июльской сессии Липецкого горсовета глава города Евгения Уваркина, отвечая на вопрос депутата Игоря Крутских о судьбе Октябрьского моста, сказала следующее:

– У нас на сегодня нет двух миллиардов рублей на реконструкцию моста. Но мы нашли оптимальное решение: около 47 миллионов рублей будет потрачено для снятия аварийности его конструкций. Вопрос будет снят на 8-10 лет. Работы планируем начать уже осенью.

IMG_20220804_144625.jpg

Глава Липецка сказала, что это решение мэрии подсказал дорожник Борис Бондарев. Но неужели можно вылечить проблему ценой в 2 000 000 000 рублей суммой в 40 раз меньшей? Ответ на этот вопрос мы постарались получить прямо на Октябрьском мосту у члена общественной палаты Липецка, экс-депутата горсовета, преподавателя ЛГТУ, доктора технических наук, Почетного дорожника России.

В этом году Октябрьскому мосту – 50 лет. 480-метровый мост через реку Воронеж открыт в 1972 году: его строили с 1969 года, чтобы сдать к юбилею, 50-й годовщине создания СССР (в 1987 году его назвали Октябрьским – к 70-летию Октябрьской революции). Сначала про нему пробросили троллейбусные линии, а уже в конце 80-х по мосту поехали трамваи.

Все это время конструкции моста не ремонтировали. Лишь меняли периодически на нем асфальт. Последствия одного такого ремонта, проведенного, как говорит Борис Бондарев, в ночное время, стали причиной того, что 21 февраля 2021 года мост был перекрыт из-за внезапно треснувшего асфальта. Вначале казалось, что лопнула плита перекрытия моста. Но выяснилось, что при ночном ремонта дорожники просто закатали в асфальт деформационный шов!

Загрузка плеера


– Такой шов в железобетонных конструкциях оставляют специально – для снятия давления в тех местах, где плиты перекрытия могут деформироваться из-за перепадов внешних температур. А при замене верхнего слоя асфальта этот самый шов наглухо укатали асфальтом. Морозы и оттепели свое дело сделали: плиты сыграли, асфальт вдоль шва лопнул, – объяснил причины появления трещины эксперт.

В 2021 году после заключения ООО «ЛипецкНИЦстройпроект» о состоянии моста проезд по нему признали безопасным, но с ограничение скорости автомобилей до 30 км/ч, трамваев – до 10 км/ч. Тогда же стало ясно, что мост требует капитального ремонта: визуальный осмотр выявил нарушение герметичности деформационных швов, проломы тротуарных плит, трещины асфальтобетонного покрытия, повреждения элементов конструкций трамвайных путей. В марте глава Липецка Евгения Уваркина заявила о желании обновить мост в 2022 году по нацпроекту «БКД». Но в этом году капремонта мост не увидел.

IMG_20220804_143115.jpg

IMG_20220804_144737.jpg

IMG_20220804_144702.jpg

IMG_20220804_144717.jpg

– После того, как цена лишь проектно-сметной документации капремонта выросла до 65 миллионов рублей, стало понятно, что сам ремонт обойдется в огромную сумму. Думаю, что двумя миллиардами, о которых сказала мэр Липецка, дело не обойдется. Если все делать, как надо, то на работы и материалы необходимы потратить, на мой взгляд, до четырех миллиардов рублей, – считает Борис Бондарев (напомним, что в 2018 году капремонт почти такого же по длине Петровского моста – он больше всего на пять метров, – обошелся более чем в 700 млн рублей. – Прим. И.Л.).

А то, что на Октябрьский мост утеряна вся первоначальная документация, не помешает ремонту?

– Это не проблема. В 90% случаев на мосты советского времени нет документов. Для этого и существуют экспертные проектные организации, которые на месте делают замеры, разбираются в материалах, которые использованы при строительстве, в марках бетона, стали. Это как диагностика человеческого организма. Сначала обследование – потом операция, – говорит профессор кафедры «Строительные материалы» ЛГТУ.

Мимо нас с грохотом проезжают трамваи. Мост заметно дрожит.

dbf051c6b643d1c4ffe2cf102cb82fdf.jpg

так выпрямляли рельсы от излишнего прогиба прошлой весной... 

IMG_20220804_143527.jpg

IMG_20220804_143540.jpg

... так выглядят пути сейчас 

– Трамвайные пути на мосту проложены со сверхнормативной толщиной рельсов. Наверное, тогда решили все сделать с запасом прочности. Теперь это играет дурную службу – пролеты моста перегружены. А еще, вот, посмотрите, сгнили шпалы. Поэтому у трамваев нет плавности хода. Я слышал, что Липецк попал в федеральную концессионную программу реконструкции трамваев. Слышал, что в ней есть строка «реконструкция трамвайных путей на мостовых сооружениях». Надо заняться в первую очередь заменой трамвайных путей на мосту. Так, как это делают в Европе, где максимально облегчают пути для электротранспорта через мосты, делают шпалы из легких полимерных материалов, используют специальные рельсы, которые легче обычных. Наш мост не проходит по грузоподъемности.

IMG_20220804_144720.jpg

Почетный дорожник РФ считает, что параллельно нужно ремонтировать деформационные швы, а также разрушающиеся промежуточные опоры моста. Для опор, по мнению Бориса Бондарева, необходимо применить полимерный композиционный материал – полимербетон, в котором цемент частично или полностью заменен на полиэфирные смолы. Это материал разработан советскими учеными в 50-х годах. У него по сравнению с обычным бетоном есть ряд существенных преимуществ.

Загрузка плеера


– Восстановление одной опоры как раз стоит тех денег, о которых сказала мэр на сессии горсовета. Но у Октябрьского моста – несколько опор. Думаю, все работы по снятию аварийности могут обойтись в 200 миллионов рублей, – говорит эксперт.

– Но глава Липецка сказала, что малой кровью аварийность моста полностью не снимается…

– Она абсолютно права. Нужна полная реконструкция моста. А это большие деньги. Напомню еще раз, что 65 миллионов рублей стоит только проектная документация на все работы.

– Борис Александрович, сколько при таком минимальном апгрейде простоит мост?

– Лет 20 точно.

– А если не не провести срочный ремонт?

– Коллапс Октябрьского моста может случится в любую секунду. Ведь мы даже не предполагаем, какие разрушительные процессы идут в конструкции моста.

Игорь Луговой
0
0
0
0
0

Комментарии (72)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Позднее замыкание.
05.08.2022 11:45
ГДЕЖЕ ТЫ БЫЛ КОГДА КОМИСИЯ БЫЛА В ТОМ ГОДУ КАЖЕТСЯ? И НОИ НЕ НАШЛИ НЕ КАКИХ ПРОБЛЕМ В ДОЛНЕЙШЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВИДЯ ЭТО.
Гость
05.08.2022 11:47
Нлмк инвестирует в другие регионы 27 млрд рублей. :)))
Клуб кому за ....
05.08.2022 12:08
члены общественной палаты Липецка.
F
05.08.2022 12:09
Как сказала внучка Брежнева вы даже покрасить не сможете то что построил мой дед.
водитель со стажем....
05.08.2022 12:09
Камеры уже сняли!
Коммунист
05.08.2022 12:12
Вот что значит советское качество. Мост простоял целых 50 лет. Фантастика. Сделанный по ГОСТу со знаком ОТК из советского бетона
На мосты советского времени нет документов
05.08.2022 12:16
Да, умели коммунисты заметать следы
Лена
05.08.2022 12:22
А почему на кап.ремонт петровского 700 миллионов хватило, а на октябрьский аш 4 миллиарда! Прошло всего 4 года. Инфляция такой не была. Тогда в чем дело?
журавлев
05.08.2022 12:24
интересно написано...раньше 90% мостов в советское время строили без смет и строили на века! А сейчас смеиы делают за отдельные деньги и все рушится и асфальт и плитка ....
Пусть
05.08.2022 12:28
НЛМЗ поможет?
Еще комментарии