Общество
11175
14.10.2021 16:36
169

«Одно знаю точно: эти счета заблокированы, деньги никуда не пропадут»

Липецкие транспортники рассказали, как в регионе появился «ОРБанк», и что сейчас делается для сохранения денег держателей «старых» карт.

Исполняющий обязанности директора липецкого ОКУ «Агентство автомобильного транспорта» Сергей Сычев будет долго помнить день 8 октября, ставший для него настоящей «чёрной пятницей». Утром 8 октября Банк России сообщил, что отозвал лицензию у «ОРБанка» - оператора безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте Липецкой области.

- Конечно, это стало громом среди ясного неба… Еще в четверг я сообщил, что нам наконец-то удалось восстановить и ввести в строй систему оплата проезда транспортными картами старого образца. И тут такое известие. Сразу скажу — ничего не предвещало проблем. Так что новость из Центробанка стала шоком, - рассказал GOROD48 Сергей Сычев. - К банку по тем функциям, что он выполнял, у нас претензий не было. Банк, по сути, был посредником между пассажирами и перевозчиками, он за комиссию обрабатывал платежи. А «Агентство автомобильного транспорта» вело техническое сопровождение процесса, то есть — обслуживало оборудование и терминалы.

История появления в регионе безналичной системы оплата проезда уходит в решения прежней администрации Липецкой области. 3 октября 2016 года администрация своим постановлением ввела в регионе автоматизированную систему безналичной оплаты проезда и перевозки багажа в общественном транспорте. На основе этого постановления был объявлен открытый конкурс — искали создателя системы.

- В феврале 2017 года провели торги. Единственной компанией, которая отправила на аукцион заявку, оказался «Объединенный Резервный Банк» или «ОРБанк». В июле 2017 года система уже заработала, - вспоминает Сергей Сычев. - Банк стал оператором электронных денежных средств, то есть тех денег, что хранятся на транспортных картах пассажиров и поступают перевозчикам. Все платежи доходили, претензий не было.

Аналогичная «непогода» 8 октября установилась не только в Липецкой области. После отзыва лицензии у «ОРБанкв» зависли платежи в Калининграде и Санкт-Петербурге. В самом западном городе России «ОРБанк» являлся оператором безналичной системы оплаты проезда картами «Волна Балтики», в Санкт-Петербурге — проводил платежи за парковку.

- Мы и областная администрация уже направили на имя председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной письмо с просьбой о разъяснении дальнейших действий и по работе банка в системе оплаты проезда. Пока ждем ответ. В «ОРБанке» введена временная администрация, я постоянно туда звоню, но ответа нет. Пока, даже сложно сказать, сколько денег липецких пассажиров зависло в банке. Одно знаю точно, эти счета заблокированы. Деньги с них не пропадут, - уверен и.о. директора АКУ «Агентство автомобильного транспорта» Сергей Сычев.

Когда и каким образом липчане смогут воспользоваться своими деньгами — точно сказать сложно, все зависит от ответа Банка России. Но уже можно прогнозировать оптимистичный и пессимистичный варианты развития ситуации. В лучшем варианте липчанам позволят «выкатать» оставшиеся на старых транспортных картах деньги до 31 декабря — последнего дня работы прежней автоматизированной системы оплаты проезда. При плохом варианте пассажирам придется в индивидуальном порядке обращаться за возвратом средств в администрацию банка. Но это — только прогнозы. Реальную схему действий должен дать регулятор.

Напомним, Центральный банк РФ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у акционерного общества «Объединенный резервный банк» АО «ОРБанк» из-за нарушений федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов ЦБ. Банк нарушал требования нормативных актов Центрального банка в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

«Работа «ОРБанка» была ориентирована на обслуживание интересов руководителей кредитной организации, ее собственников и связанных с ними компаний, на которые приходилась значительная часть кредитного портфеля. При этом существенную долю задолженности таких компаний составляли низкокачественные ссуды», - говорится в сообщении Центробанка.

К слову, работа «ОРБанк» попадала в поле зрения УФАС по Липецкой области.

— К нам обратилась женщина, которая хотела установить терминал пополнения транспортных карт в одном из густонаселенных новых микрорайонов. Она жаловалась, что выполнить свой проект она не может из-за банка, который обслуживает платежи. Мы начали расследование. Оказалось, что «ОРБанк», выиграв тендер на создание автоматизированной безналичной системы оплаты проезда, заодно стал и оператором платежей. Но в тендере оговаривалось только создание системы оплаты проезда и передача ее области. Получалось, что все затраты по замене оборудования и поддержанию работы системы были возложены на региональный бюджет. При этом банк, который создавал эту систему и который почему-то, потом остался исполнителем платежей без конкурса, просто получал проценты за обслуживание системы с перевозчиков. Никаких затрат по содержанию имущества, терминалов, не несли ни банк, ни перевозчики. Торгов на то, кто должен обслуживать платежи, не проводилось. Мы выдали предупреждение, и оно было исполнено. В этот момент регион принял решение переделать всю систему, то есть наше предупреждение о необходимости конкурсного выбора банка-оператора дало продуктивный «рикошет», - рассказала руководитель УФАС по Липецкой области Ирина Поткина.

В других регионах такие решения обычно вызывали за собой повышение стоимости проезда. В Липецкой области этого не допустили. И, вполне возможно, что с уходом «ОРБанка» и старой схемы работы системы безналичной оплаты, тарифы на проезд и не вырастут.

— Новая система, которая начала работать с января, скажется только на перевозчиках, — прогнозирует Ирина Поткина. — Как работала старая система? Терминалы содержал регион, а у перевозчиков не было за них никакой ответственности. Конечно, перевозчикам было выгодно, когда терминалы ломались. Тогда пассажиры платили наличными, которые уходили в тень. Потом, когда они заявляли о необходимости повышения стоимости проезда, эти теневые деньги, конечно, никак не учитывались. А с новой системой абсолютно все деньги будут видны. При определении тарифов будет видна реальная картина. И уже от нее будут отталкиваться власти при решении о стоимости проезда.

К слову, новая система безналичной оплаты пока работает отлично. Судя по тому, как активно ею пользуются липчане, их все устраивает. Если с 1 по 12 октября 2020 года по старой системе оплаты было проведено 2 622 281 транзакций, то в этом году за такой же срок только по новой системе (в которой горожане расплачиваются только транспортными картами нового образца и банковскими картами) — 2 010 885 транзакций. При этом большая часть транзакций – более 1.6 млн – именно банковские карты. При этом речь идет о карте любого банка или электронной карте в смартфоне или умных часах. И для оплаты проезда на пять рублей дешевле тарифа, 21 рубль против 26 рублей, пассажиру не нужно оформлять никаких карт. Тем не менее, по информации ОТС Липецк на новую систему перешло 35 895 льготников, при том, что в старой было 113 231 льготных транспортных карт. Пока держатели льготных карт старого образца получили возможность оплачивать проезд наличными с сохранением тарифа, однако, чтобы продолжить пользоваться льготными тарифами в новом году карту все же придется сменить на новую - она также будет бесплатна. Сделать это можно в МФЦ.
0
0
0
0
0

Комментарии (169)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Справедливый липчанин
14.10.2021 16:45
Липецкая транспортная компания, возьмите кредит у всемогущего Сбербанка и верните нам наши деньги с карт! А потом разбирайтесь со своим банком. Это не наши проблемы, что Вы связались с банком-мошенником...
Хряпс
14.10.2021 16:48
Не. Ну норм. Карта является собственностью агенства транспорта. Я пополнял ее не знаю ни про какой орбанк. Никаких договоров с банками на обслуживание карты не заключал. И теперь обращайтесь в администрацию банка за деньгами... Че то тут не клеится)))
Клава
14.10.2021 16:50
Кто ни будь внятно ответит, где простым смертным взять транспортные карты нового образца? Не льготникам пресловутым, а обычным гражданам? Ну задолбало с банковской картой светиться и каждый раз бояться, что потеряешь...
)))))
14.10.2021 16:52
Конечно, именно с эти банком нужно было заключить договор, других достойных банков нет.
АХАХА
14.10.2021 16:53
- В «ОРБанке» введена временная администрация, я постоянно туда звоню, но ответа нет.Деньги с них не пропадут, - уверен и.о. директора АКУ «Агентство автомобильного транспорта» Сергей Сычев
ФАКТ
14.10.2021 16:55
Дайте людям возможность хотя бы прокатать свои деньги в транспорте до Нового года.
стадный инстинкт
14.10.2021 16:58
зачем проблемные транспортные карты, когда есть беспроблемные банковские с той же стоимостью проезда по 21 руб. ? с владельцами банковских карт проблем нет, но стоит зайти владельцу гребной транспортной карты и начинается, вынос мозга и себе и водителю, то она у него не работает, то оплата не проходит и он тратит время своё и чужое на доказывание что деньги на карте есть , стоя как пробка, у кабины в проходе ,мешая всем. . работают они через пень колода и все равно тупо покупают транспортные карты. а теперь их ещё и кинули на деньги с этим ретро барахлом. они были актуальны, пока не установили он лайн кассы для банковских карт. и льготники с новыми картами довольны. теперь не надо собирать билеты и разглядывать через лупу цифорки остатка . оставшее количество поездок высвечивается на ридере при оплате проезда. покупают больше по привычке по принципу - "всегда так было и так делали все".
Александр
14.10.2021 17:01
Мошенники в законе.
Клаве
14.10.2021 17:02
Клава, .. на новые транспортные карты можно обменять в любом МФЦ только транспортная карта бессмысленный атрибут, поскольку есть банковская с теми же 21руб.стоимости проезда.
Алекс
14.10.2021 17:08
Конечно не пропадут , они уже работают на кого надо а людям лапшу на уши развешивают ! Схема рабочая - пенсии заморожены - стырены
Еще комментарии