Культура
12882
28.07.2011 01:39

Древний Елец дебютировал с автобиографической оперой

Корреспондент GOROD48 подготовил репортаж прямо со сцены.

Загрузка плеера
Итак, премьера состоялась. Опера «Сказание о древнем граде Ельце, святой деве Марии и Тамерлане» прошла в назначенный час с огромным успехом. То, что видела публика, было эффектно – по словам самих же зрителей. У читателей нашего сайта есть возможность заглянуть за кулисы действа, так как автор этих строк принял участие в спектакле в качестве артиста массовки. Положа руку на сердце, ельчане и липчане поучаствовали в организации мероприятия на всю катушку. Помогали собирать трибуну и сцену, шили обувь и костюмы для персонажей, и даже лично сыграли в шоу. Руководитель елецкого военно-исторического клуба «Копье» Павел Семенов вновь показал себя прекрасным организатором: массовка в антуражных костюмах, вооруженные татарские и русские воины, оружие для некоторых солистов, головной убор для Тамерлана, старинный челн «Сварог» – обо всем этом позаботились реконструкторы. Для участия в историческом событии требовалось большое желание и костюм. Желание было, и еще какое, а костюм дали как раз елецкие реконструкторы. К первой костюмированной репетиции переодевались с легким волнением – вот оно, начинается самое интересное! На жаргоне реконструкторов это называется «переодеться из смешного в дурацкое». Кстати, в «дурацком» мне было вполне уютно: натуральный экологически чистый лен, как-никак. Только кожаные башмаки все время подводили – развязывались тесемки. Оказалось, что играть оперу на берегу реки выгодно. В перерывах между репетициями все артисты, и заслуженные, и из массовки, горохом сыпались в воду охлаждаться. На самом деле, чтобы получилось стройное, эффектное зрелище, нужно предварительно много бегать, кричать, махать руками, суетиться и так далее. Это и есть творческий процесс. Один куда-то задевал свой доспех, другой едва успел увернуться от копья, третий вогнал занозу в босую ногу на фанерном подиуме. Неразбериха. Но это только сначала. В перерывах между репетициями крепла дружба между солистами оперы и второстепенными персонажами. Маститые актеры щедро травили байки. Так, бас Алексей Мочалов вспомнил, как на гастролях в Нюрнберге, еще в «советские» времена их с другими артистами забрали в полицию после того, как в их вещах нашли кулечек белого порошка. Порошок был обычный, стиральный – костюмеры отсыпали артистам в дорогу для содержания в чистоте сценических костюмов. Певцов продержали в полицейском участке целую ночь. На их оправдания отвечали: ваш подозрительный «стиральный» порошок очень странно реагирует на лакмусовую бумажку! Моющее средство отправили на анализ в Бонн и только после того, как невиновность порошка подтвердилась, перед артистами извинились. - Однажды мне «зарядили» мандолину на спектакль, а тот, кто «заряжал» потерял медиатор. Пришлось мне срочно просить у оркестрантов монетку и с ее помощью играть свою сцену – у мандолины очень жесткие, туго натянутые струны, - вспомнил Мочалов. Кстати, «зарядить» - один из примеров театрального жаргона. Это значит, положить реквизит в определенное место, чтобы было наготове во время спектакля. Рассказывали еще много смешного. Как однажды во время в опере «Война и мир» под Наполеоном описался испуганный конь – оркестр как раз изобразил взрывы на поле боя. Бас Михаил Гужов вспоминал, как исполняя роль Бориса Годунова он «умер» на сцене, но упал не туда. Один находчивый актер стал перетаскивать его за ноги, в результате чего с головы Годунова сполз парик, и вся публика убедилась в том, что он таки самозванец: «мертвый» лже-царь в панике схватился за уползающий парик и вернул его на место. Тенор Леонид Виленский рассказал, как в опере «Царская невеста» один из персонажей должен был произнести текст: «Дочь моя царевна, сам я боярин и сыновья мои бояре!» Но у артиста случилось какое-то «короткое замыкание» и он произнес текст так: «Дочь моя царевна, я сам царевна, и сыновья мои царевны!» Стоит ли говорить о том, что творилось после этого с публикой и другими артистами? Насмеявшись, мы пошли готовиться к нашему коронному выходу, благо уже настало время премьеры. Матушка-природа позаботилась о шикарных декорациях в виде огромного причудливого облака, подсвеченного вечерним солнцем. Даже Вознесенский собор выглядел значительнее, чем обычно. Все посерьезнели, подобрались. Закулисьем нам служили прибрежные кусты. Заранее обговорили: нам всем необходимо стоять компактной группкой, по берегу не бегать, а то зрители увидят, и вся тайна театральная сразу насмарку. Когда началась премьера, стало ясно, что не зря мы три дня парились под палящим солнцем на репетициях: действия наши были скоординированы идеально. В нужный момент по отмашке ассистента режиссера скакала конница, бежали трусцой копьеносцы, выстраивались в стройную шеренгу «женщины и дети». У нас, «женщин и детей» было два выхода. Вышли на подиум помолиться с князем, встали на колени. Хор спел нечто потрясающее, от чего и впрямь хотелось молиться и плакать. Мы медленно прошествовали по подиуму до условленной позиции и ушли. Второй выход – крестный ход. Каждый из нас получил на руки свечу в стеклянной лампадке, и мы побрели со скорбными лицами вокруг подиума. Когда публика зааплодировала великолепному пению хора и баса Михаила Гужова (митрополит Киприан), у нас, участников массовки, было стойкое ощущение, что все хлопают именно нам – за убедительную игру. Остальная массовка тоже была на высоте: реконструкторы, поделившись на татар и русских, бились на мечах, девушки из ансамбля восточного танца «Жемчужина» тянули к самодовольно вышагивающему Тамерлану жадные руки. Уйдя за растительные естественно-природные кулисы, мы приготовились любоваться очередным волшебным зрелищем: по темной воде Быстрой Сосны поплыл челн, на парусе которого Тамерлану явилась Богородица. Откроем секрет: на носу лодки был укреплен проектор, который работал от генератора. От челна по воде плыл след из огоньков – на воду из лодки пускали свечи. Трибуна зрителей взорвалась аплодисментами. И тут вдруг случилось непредвиденное – на противоположном берегу реки Сосны где-то недалеко от собора начался фейерверк! Видно, кто-то праздновал свадьбу. Хоть и немного, но смазали эффект… И вот, наконец, мы услышали финальные такты и крики «браво». Свершилось! Мы сделали это! Пусть мы не пели арий, зато стали частицей такого потрясающего события, о котором в наших краях никто и не чаял, не гадал до этих дней. Говорят, эта опера станет ежегодным мероприятием в Ельце. Было бы неплохо, если так. Одного раза мало, честное слово! Очень уж хороша вышла опера. Елена Фролова.
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Рекомендуем