Общество
7052
18.04.2014 12:30

«Христос Воскресе!» из 1909 года

Липчан поздравили с Пасхой сотней ретро-открыток.

До самой Троицы в Липецком областном краеведческом музее будет проходить выставка открыток, посвящённая Светлому Христову Воскресению. В экспозицию вошли около 100 экспонатов, самые старые из которых относятся ещё к дореволюционному периоду. В России первые пасхальные открытки появились в 1898 году. Их выпустило издательство при московской православной общине Святой Евгении. Первые пасхальные открытки практически ничем не отличались от новогодних и рождественских — на них были изображены всё те же розочки и другие цветочки, вот только надпись другая — Христос Воскресе! Чуть позже на пасхальных открытках стали появляться вылупляющиеся из яиц цыплята, жующие травку барашки и запряжённые в телегу кролики. Вся эта живность — следы католического влияния. Сами католики открытки посылали гораздо реже православных, поэтому европейская полиграфия охотно осваивала российский рынок. Самая старая открытка на липецкой выставке датирована 29 марта 1909 года. Послана в город Лебедянь. На оборотной стороне — никаких сентиментальностей, всё строго по делу: «Милые Саня, Нина, Маня, Лиза. Христос Воскресе! Всех целую». Особое внимание обращают на себя открытки времён Первой Мировой войны — а в этом году отмечается 100-летие её начала. Эти открытки были изданы в 1914-1915 годах и посылались на фронт солдатам. На них — живая история. Пасха была одним из любимейших праздников и в семье императора Николая II. Отсюда так много открыток на эту тему. Вот император Николай II подаёт солдату красное пасхальное яйцо. Семья императора вручает солдатам яйца, на которых были изображены георгиевские ленты. В лазарете Николай II лично поздравляет солдата белым яйцом с изображением красного креста. А вот в госпитале христосоваются раненый солдат и медицинская сестра. Рядом с открытками — афиша «Пасхального базара» и лотереи, старинная форма для приготовления творожной пасхи. А ещё здесь можно увидеть воспоминания Ольги Куликовской-Романовой о праздновании Пасхи в наших краях, написанные уже в Дании. Ещё один интересный сюжет открыток — катание яиц на Пасху. Это славянская и германская игра, заключающаяся в скатывании пасхальных яиц с небольшой горки или по специальным дорожкам, шиферным листам. Цель игры — получить яйца других участников. Каждый игрок, отправляя свое яйцо вниз, должен был сбить с места чье-нибудь яйцо. Если ему это удавалось, то он присваивал сбитое яйцо себе и продолжал игру, если нет — в игру вступал другой участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону. Эта игра была довольно азартной и могла продолжаться по нескольку часов. Некоторым давалось набрать за игру до двух-трех десятков яиц, и потом целую неделю экономить на обедах. А вообще, у христиан катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа. В этом году праздновать Пасху православные, католики и протестанты будут вместе, в один день, 20 апреля. Поэтому на выставке так много зарубежных открыток — особенно немецких и чешских. А эпиграфом к экспозиции выбраны стихи Марины Цветаевой, написанные в 1910-м году: Звон колокольный и яйца на блюде Радостью душу согрели. Что лучезарней, скажите мне, люди, Пасхи в апреле? Но и простые люди в начале прошлого века, порой, писали не менее трогательные пасхальные послания. Иногда даже — совсем необычные. На дореволюционной открытке с изображением яйца, на котором христосоваются мальчик и девочка, — трогательное любовное послание с характерной буквой «ять», ныне употребляемой только в церковнославянском языке: Чёрный глаз? , поцелуй хоть раз? , Тебя не убудет? , а мне радость будет?! Так что смотрите, и вы не теряйтесь! Говорят, раньше считалось, что девушки, чтобы выйти замуж, должны были во время церковной службы на Пасху сказать про себя: «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!». Ну а на утро — скорее целоваться, и как можно больше. Ведь на Пасху, по традиции, православные приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!» и трижды целуются. И пасхальные поцелуи считаются особыми! По народным приметам, если первый поцелуй приходится в левую щеку, это означает, что человек к вам не очень хорошо относится. Поцелуй в правую щеку — надежда на дружеские отношения в будущем. Плохой приметой считается целоваться на пороге — это сулит влюблённым разлуку. А если во время поцелуя услышать карканье ворона — то и вовсе можно скоро разойтись. Так что целуйтесь на Пасху под деревом — говорят, это сулит радостную жизнь. Но вернёмся к открыткам. Самый активный выпуск пасхальных открыток пришёлся на 20-е года XX века. С 1930-х по 1940-е не выпускали ничего. В начале 40-х вновь начали открываться храмы, и в церковных лавках стали продавать открытки. История современной пасхальной открытки начинается с 90-х годов XX века. В экспозицию вошли открытки с изображением Задонского монастыря, открытки в стиле поп-арт, на которых соседствуют разноцветные матрёшки и буквы «ХВ». Один из экспонатов выставки — открытка-салфетка. Давным давно ученица мамы заведующей отделом экскурсионной работы и туризма Липецкого краеведческого музея Ольги Красниковой купила швейную машинку, и первое, что сделала — вышила на ней эту салфетку. — Помню, когда я училась, под праздники, почтовый ящик возле университета был полностью забит, так, что туда ничего не возможно было засунуть, — говорит Ольга Красникова. — А теперь люди перестали посылать и письма, и открытки — это уже музейные экспонаты, наша история. Люди разучились друг друга поздравлять — в лучшем случае отправят SMS. Сейчас священники часто говорят: Пасха — не тот день, когда надо поминать усопших, для этого есть Радоница. Пасха — это праздник, когда принято ходить в гости и дарить друг другу внимание и добрые слова.
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Рекомендуем