Общество
9868
29.07.2012 17:24
1

Раскопки на месте падения сбитого немцами под Волово самолета завершены

С большой долей вероятности поисковики установили, что это был МиГ-1

Загрузка плеера

В поле неподалеку от пруда села Васильевка, среди уже убранных хлебов, зияет огромный котлован – место, где почти две недели трудились поисковики отряда «Неунываки» под руководством Владимира Омельянчука. Только углубившись на 8 метров им удалось обнаружить обломки самолета и находящиеся среди них останки пилота – лейтенанта Николая Кузьменко.

Как рассказывают очевидцы, сами поисковики, помогавшие им селяне, место, где находилась кабина и останки пилота, было закупорено в глиняный мешок, и когда он оказался вскрыт ковшом экскаватора, наружу вырвался спертый воздух того трагического времени. И сейчас возле воронки воздух пропитан трагедией сороковых - трупным запахом. Благодаря этому мешку оказались цела одежда летчика, его сумка, в которой находились документы, 15 рублей советских денег, талоны на обед, обрывки карты, партбилет лейтенанта, его удостоверение парашютиста, клочок удостоверения, на котором отчетливо читается, что лейтенант Николай Кузьменко окончил знаменитую «Качу» – Качинское авиационное училище. Глиняный мешок без кислорода законсервировал последнее пристанище пилота, оставив целыми для потомков документы. Настоящей сенсацией и удачей для поисков стало обнаружение бортового журнала и 2 фотографий, на одной из которых - сам лейтенант, на другой его сослуживец (главное фото, справа, с медалью "За боевые заслуги" на груди - Николай Кузьменко).

lipetsk 056.JPG

lipetsk 057.JPG

lipetsk 060.JPG

Как только стало известно имя погибшего пилота, липецкие поисковики тут же запустили всю свою сложную поисковую машину – обзвонили коллег из других регионов, моментально закипела работа в домашних архивах. Еще извлекались обломки самолета из раскопа, а уже стало известно - откуда родом лейтенант (Краснодарский край, станица Крымская), о том, что он совершил 86 боевых вылетов, что был командиром звена, об ошибочных сведениях, что погиб он 26 января 1943-го и его останки были захоронены в братской могиле села Набережное.

Как предполагают поисковики, в том последнем своем полете лейтенант Кузьменко летал в паре, и пилот второго самолета, ставший свидетелем его гибели, передал об этом, но в суматохе войны, кто-то что-то перепутал. Впрочем, это была не самая трагическая путаница... Теперь-то уж точно установлено, когда погиб лейтенант, а именно – 7 апреля 1942 года. Тогда Воловский район был под оккупацией, и здесь велись ожесточенные бои – гитлеровцы рвались к Воронежу, а далее – на Сталинград. На очереди и подробности того, как он был сбит. Предварительно это уже известно поисковикам, как и имя немецкого аса сбившего лейтенанта. Немецкие архивы хранят абсолютно все до мелочей, и некоторые эпизоды сейчас могут быть вполне доступны, но, преждевременно поисковики не хотят что либо утверждать …

Но в памяти жителей Васильевки свежи еще воспоминания старшего поколения о гибели самолета.

- Место, где упал этот самолет, было хорошо известно, - рассказывает жительница Васильевки Надежда Горбовская. – Рассказывали, что многие видели, как он был подбит, как падал. К этому месту побежали люди, думали, может быть удастся спасти летчика, но удар о землю был страшным, самолет глубоко врезался в грунт, а подходить близко к обломкам никто не решался, боялись, что мог взорваться боекомплект. А потом на месте гибели пилота посадили деревцо, которое затем выросло в три обхвата и его на днях пришлось с трудом выкорчевывать поисковикам. После войны на этом месте был установлен памятник, сначала деревянный, затем и металлический со звездой. Место стало памятным, сюда ходили школьники, убирались тут. Сама помню как еще девочкой нас водила сюда наша учительница…    

lipetsk 006.JPG

Как признался глава села Сергей Бачурин, он также с детства знал о месте падения самолета, затем несколько раз выступал с инициативой провести раскопки и точно установить - на месте ли останки пилота, попытаться установить его имя и перезахоронить с воинскими почестями. Когда он поделился своими соображениями с главой района Сергеем Багровым, то тот инициативу поддержал. Более того, он сам все эти дни не отходил от места раскопа. И сегодня, 29 июля, когда все обломки самолета перевезены на территорию местной пожарной части, изучает их вместе с поисковиками. Кстати, именно Сергей Багров сегодня, измерив диаметр поршней двигателя самолета, сняв еще какие-то замеры, зачитав номера с частей самолета и передав данные кому-то по телефону, в присутствии журналистов получил сообщение, что с 90-процентной уверенностью можно считать, что данная поршневая система стояла на двигателях, которым оснащались самолеты МиГ-1. На это указывают и иные детали, и вооружение самолета. Но, 10-процентная вероятность, что это другой самолет, пока остается.

Как сообщил GOROD48 глава администрации Воловского района Сергей Багров, если на Кубани не найдутся родственники лейтенанта Кузьменко, то его с воинскими почестями перезахоронят на территории местной школы, в уже имеющейся братской могиле. Обломки же самолета, вооружение, личные вещи пилота будут переданы в местный школьный музей боевой славы, что-то достанется и районному музею. 

0
0
0
0
0

Комментарии (1)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Василий
06.02.2019 18:23
Прекрасный материал!... - за исключением фразы: "...Николай Кузьменко окончил знаменитую «Качу» – Качинское авиационное училище...". Ибо, Качинского авиационного училища в Истории авиации СССР-РФ - не было НИ-КО-Г-ДА! А было, согласно документам Российского Государственного Военного Архива - Зарайское авиационное училище "Качинское". Исторические авиа-корни которого были основаны 23 11 1920, как Зарайская лётная Школа №1. Лишь в 1938-ом году получившая Почётное название "Качинская". С Уважением - Василий