Раскопки на месте падения сбитого немцами под Волово самолета завершены
С большой долей вероятности поисковики установили, что это был МиГ-1
В поле неподалеку от пруда села Васильевка, среди уже убранных хлебов, зияет огромный котлован – место, где почти две недели трудились поисковики отряда «Неунываки» под руководством Владимира Омельянчука. Только углубившись на 8 метров им удалось обнаружить обломки самолета и находящиеся среди них останки пилота – лейтенанта Николая Кузьменко.
Как рассказывают очевидцы, сами поисковики, помогавшие им селяне, место, где находилась кабина и останки пилота, было закупорено в глиняный мешок, и когда он оказался вскрыт ковшом экскаватора, наружу вырвался спертый воздух того трагического времени. И сейчас возле воронки воздух пропитан трагедией сороковых - трупным запахом. Благодаря этому мешку оказались цела одежда летчика, его сумка, в которой находились документы, 15 рублей советских денег, талоны на обед, обрывки карты, партбилет лейтенанта, его удостоверение парашютиста, клочок удостоверения, на котором отчетливо читается, что лейтенант Николай Кузьменко окончил знаменитую «Качу» – Качинское авиационное училище. Глиняный мешок без кислорода законсервировал последнее пристанище пилота, оставив целыми для потомков документы. Настоящей сенсацией и удачей для поисков стало обнаружение бортового журнала и 2 фотографий, на одной из которых - сам лейтенант, на другой его сослуживец (главное фото, справа, с медалью "За боевые заслуги" на груди - Николай Кузьменко).
Как только стало известно имя погибшего пилота, липецкие поисковики тут же запустили всю свою сложную поисковую машину – обзвонили коллег из других регионов, моментально закипела работа в домашних архивах. Еще извлекались обломки самолета из раскопа, а уже стало известно - откуда родом лейтенант (Краснодарский край, станица Крымская), о том, что он совершил 86 боевых вылетов, что был командиром звена, об ошибочных сведениях, что погиб он 26 января 1943-го и его останки были захоронены в братской могиле села Набережное.
Как предполагают поисковики, в том последнем своем полете лейтенант Кузьменко летал в паре, и пилот второго самолета, ставший свидетелем его гибели, передал об этом, но в суматохе войны, кто-то что-то перепутал. Впрочем, это была не самая трагическая путаница... Теперь-то уж точно установлено, когда погиб лейтенант, а именно – 7 апреля 1942 года. Тогда Воловский район был под оккупацией, и здесь велись ожесточенные бои – гитлеровцы рвались к Воронежу, а далее – на Сталинград. На очереди и подробности того, как он был сбит. Предварительно это уже известно поисковикам, как и имя немецкого аса сбившего лейтенанта. Немецкие архивы хранят абсолютно все до мелочей, и некоторые эпизоды сейчас могут быть вполне доступны, но, преждевременно поисковики не хотят что либо утверждать …
Но в памяти жителей Васильевки свежи еще воспоминания старшего поколения о гибели самолета.
- Место, где упал этот самолет, было хорошо известно, - рассказывает жительница Васильевки Надежда Горбовская. – Рассказывали, что многие видели, как он был подбит, как падал. К этому месту побежали люди, думали, может быть удастся спасти летчика, но удар о землю был страшным, самолет глубоко врезался в грунт, а подходить близко к обломкам никто не решался, боялись, что мог взорваться боекомплект. А потом на месте гибели пилота посадили деревцо, которое затем выросло в три обхвата и его на днях пришлось с трудом выкорчевывать поисковикам. После войны на этом месте был установлен памятник, сначала деревянный, затем и металлический со звездой. Место стало памятным, сюда ходили школьники, убирались тут. Сама помню как еще девочкой нас водила сюда наша учительница…
Как признался глава села Сергей Бачурин, он также с детства знал о месте падения самолета, затем несколько раз выступал с инициативой провести раскопки и точно установить - на месте ли останки пилота, попытаться установить его имя и перезахоронить с воинскими почестями. Когда он поделился своими соображениями с главой района Сергеем Багровым, то тот инициативу поддержал. Более того, он сам все эти дни не отходил от места раскопа. И сегодня, 29 июля, когда все обломки самолета перевезены на территорию местной пожарной части, изучает их вместе с поисковиками. Кстати, именно Сергей Багров сегодня, измерив диаметр поршней двигателя самолета, сняв еще какие-то замеры, зачитав номера с частей самолета и передав данные кому-то по телефону, в присутствии журналистов получил сообщение, что с 90-процентной уверенностью можно считать, что данная поршневая система стояла на двигателях, которым оснащались самолеты МиГ-1. На это указывают и иные детали, и вооружение самолета. Но, 10-процентная вероятность, что это другой самолет, пока остается.
Как сообщил GOROD48 глава администрации Воловского района Сергей Багров, если на Кубани не найдутся родственники лейтенанта Кузьменко, то его с воинскими почестями перезахоронят на территории местной школы, в уже имеющейся братской могиле. Обломки же самолета, вооружение, личные вещи пилота будут переданы в местный школьный музей боевой славы, что-то достанется и районному музею.
Комментарии (1)