Общество
12906
13.03.2017 14:16

Мэрия Липецка отказывается от троллейбусов

В прошлом году этот вид транспорта простоял в пробках десять суток, а в январе-феврале нынешнего - уже трое.

15 марта в Липецком городском Совете администрация Липецка презентует давно обещанную концепцию развития пассажирского транспорта, разработанную под руководством вице-мэра Дмитрия Аверова (предъявить ее парламентариям к осени прошлого года обещал первый вице-мэр Николай Новиков, но слова не сдержал). Ее гвоздем станет предполагаемый отказ от троллейбусов. Этот вид транспорта, по мнению чиновников, на протяжении ряда лет демонстрирует экономическую неэффективность плюс оказался вовсе не таким экологичным, как его представляют защитники «рогатых».

Ежедневно МУП «Липецкпассажиртранс» выпускает на городские маршруты 21 троллейбус, имея 39 машин. Такой большой запас электротранспорта обусловлен их эксплуатацией, предполагающей как подменный фонд, так и вывод троллейбусов в плановые ремонты и текущее техобслуживание (для сравнения: на социально значимые маршруты выходят 139 муниципальных автобусов при резерве в 10 машин). Себестоимость пробега также показывает преимущества автобусов над троллейбусами. Так, топливо для автобусов обходится в 12 рублей 10 копеек на километр пути, а электричества на этот же километр троллейбус потребляет на 21 рубль 30 копеек.

Сторонники сохранения троллейбусов в Липецке признают, что экономика - не в пользу троллейбусов. Но считают, что экологичность электротранспорта является аргументом, который, как тот пистолет у Жеглова в легендарном кинофильме, перевешивает все иные вместе взятые доказательства. Мол, ни тебе выхлопных газов, ни шума при движении.

Авторы новой концепции развития пассажирского транспорта уверены, что экологичность троллейбусов - миф. И приводят доводы, с которыми сложно поспорить.

Так, за минуту простоя за вставшим за троллейбусом из-за порыва сети или ее обесточивания обычный автомобиль с объемом двигателя от 1,3 до 1,8 литра выбрасывает в атмосферу 3,043 грамма вредных веществ («коктейль» состоит из оксида углерода, свинца, сажи, оксида азота, бензапирена и еще около 200 разных углеводородов типа метана, бензола, ацетилена). Из-за схода штанг с контактной сети автомобиль простоит за троллейбусом минимум 6 минут. Задачка для ученика начальной школы: сколько выхлопных газов выбросит за это время автомобиль?

Можно усложнить пример, если сказать, что один остановившийся троллейбус провоцирует остановку второго своего собрата, третьего… Что происходит на проспекте Победы, одной из самых загруженных дорог Липецка, где в одном направлении всего две полосы движения при проблемах с троллейбусами, знает каждый. Тогда в пробках за ними выстраиваются сотни автомобилей, автобусов, грузовиков. Тогда над этой магистралью стоит сизый дым, а горожанам дышать становиться просто нечем.

Кстати, в прошлом году в Липецке случилось 267 случаев аварийных остановок движения троллейбусов на маршрутах. Совокупная продолжительность простоя по разным причинам - от ДТП, схода штанг, обрывов контактной сети или ее обесточивания - составила 243 часа 23 минуты. Т.е. этот вид транспорта отстоял в 2016-м более 10 суток. А с начала этого года общий простой троллейбусов уже составил 64 часа 53 минуты. Уже трое суток. И это за январь-февраль! Если бы всякий раз внезапная остановка «рогатого» останавливала только один автомобиль, то даже в этом случае в атмосферу попало бы за трое суток 13 килограммов вредных веществ. От одной машины. А в пробки из-за задержек движения троллейбусов попадают тысячи машин! И, как говорят экологи, уже давно пальму первенства по выбросам вредных веществ в атмосферу держит не Новолипецкий комбинат, а автотранспорт.

Есть и еще одна причина отказа мэрии от троллейбусов в пользу автобусов. Новый автобус российского производства самого современного экологического стандарта «Евро-5» с дизельным двигателем стоит от 6 млн рублей. Цена нового троллейбуса - 10-14 млн рублей, а «рогатого» с автономным ходом - от 15 млн и больше (рельеф города, кстати, поставил крест на планах мэрии купить несколько таких машин для МУП «Липецкпассажиртранс»: тестовая машина не могла на автономном ходу преодолевать горки). Администрация Липецка просчитала выгодные варианты приобретения современных автобусов в лизинг (сейчас такого рода покупки субсидируются федеральным бюджетом). И если на улицах города троллейбусы заменят 21 новый автобус стандарта «Евро-5», то их количество составит 0,001% от 250 тысяч единиц автотранспорта, которым уже пользуются горожане, предприятия и организации. Повлияют ли их выхлопы на ухудшения экологического состояния?

Ну, и последний довод авторов новой концепции развития городского транспорта состоит в том, что в Липецке нет возможности, как, например, в Москве, выделить для троллейбусов отдельные полосы движения. Старая часть города просто не предполагает физически расширить дороги. Нет денег в бюджете ни на то, чтобы сдвинуть опоры существующей контактной сети, ни на то, чтобы продлить троллейбусные линии к новостройкам спального Юго-Запада (километр только контактного провода стоит 450 тысяч рублей).

Кстати, новый тренд экологического транспорта и в мире, и в России - не троллейбусы, а электробусы. Электробусам не нужна никакая дополнительная инфраструктура. Им нужна, образно говоря, только розетка. Так может чиновникам и депутатам стоит подумать над тем, как завести в Липецк эти самые электробусы, у которых запас хода от зарядки до зарядки уже составляет 200 км?
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.