Общество
11957
27.10.2016 12:49
1

Липчане сэкономят на проезде в метро

Потому что его, похоже, не будет.

Осенью прошлого года на пересечении улиц Кривенкова и Минской, по словам главы администрации области Олега Королева, должна была быть забита первая символическая свая монорельсовой дороги, названной им воздушным метро. Но вот прошел ровно год, а в том месте до сих пор стоит только камень, похожий на надгробный памятник.

.jpg

GOROD48 решил выяснить, в каком состоянии находится липецкое метро, которое, судя по напечатанным в августе 2014 года агиткам кандидата на должность главы администрации Липецкой области Олега Королева, должно быть построено в 2019 году.

- На метро пока не потрачено ни копейки, - сообщил нам и.о. начальника областного управления строительства и архитектуры Александр Пушилин. - Проектировщики пока работают на свой страх и риск.

Вот те на! Если не потрачено ни копейки, так о каком проектировании вообще может идти речь?

- Да, было такое заявление, что первую сваю под липецкое метро забьют в землю осенью еще прошлого года. Но мы не стали торопиться. Мы ждали разработки и утверждения нового генплана развития Липецка, начали изыскания в районе строительства третьего мостового перехода через реку Воронеж в створе улицы Водопьянова, разрабатываем документацию к торгам, ведь только на основании конкурса у нас появится концессионер, который на свои деньги будет строить метро. Мы как концедент, заказчик, строительства, должны провести немалую подготовительную работу, чтобы этот проект состоялся. А символическую сваю мы забить сможем в любой момент, - так ответил Александр Пушилин на вопрос о конкретном сроке начала строительства монорельса.

Итак, никакой конкретики. Только слова.

GOROD48 удалось пообщаться с высокопоставленным чиновником, причастным к теме липецкого метро. На условиях анонимности он сообщил, что Олег Королев, по его мнению, поспешил публично заявить о планах строительства в Липецке монорельса, объекта транспортной инфраструктуры, которым пока что обзавелась лишь Москва. По словам нашего собеседника, губернатор хотел осуществить первый пилотный проект такого рода в России, но столкнулся с рядом непреодолимых препятствий:

- Нужно было начинать строить воздушное метро с какого-то города-миллионника. Хотя бы с Воронежа, где уже дано готов проект монорельсовой дороги. А так получилось, что кроме губернатора в российском правительстве некому лоббировать этот проект. Ведь деньги - это одна часть проблемы: когда Королев объявил о строительстве метро, к России еще не был присоединен Крым, и страна не была в кольце врагов, что потребовало переориентации федерального бюджета на оборонные цели. Другая ее часть, даже, возможно, более серьезная - это несовершенство российского законодательства, которое оказалось не готово к реализации такого масштабного проекта. Чтобы изменить Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Бюджетный кодекс, нужны решительные действия правительства, а их не наблюдается.

Еще одна проблема, о которой стало известно только месяц тому назад, - то, что заявленный как концессионер проекта Александр Ручьев, владевший ГК «Мортон», одной из крупнейших девелоперских компаний России, в конце сентября продал свой бизнес, решив то ли заняться производством композитных материалов, то ли и вовсе переквалифицироваться в чиновники. А ведь еще осенью 2015-го Александр Ручьев заявлял СМИ, что у ГК «Мортон» подписано соглашение с Липецком о строительстве ветки легкого метро из центра города до НЛМК, и что кредитовать проект в рамках предполагаемой концессии будет Сбербанк.

Еще одним показателем того, что метро в Липецке, возможно, накрылось медным тазом, является то, что ГК «Мортон», которого липецкие чиновники прочили в резиденты федеральной ОЭЗ «Липецк» как резидента, собирающегося построить завод по производству подвижного состава для воздушного метро, там не появился.

- У нас нет такого резидента, - сообщил GOROD48 гендиректор ОЭЗ «Липецк» Иван Кошелев. - Компания «Мортон» не известна нам даже на стадии разговоров.

Кстати, по словам не названного нами чиновника, на мнение которого мы ссылались, Ручьев хотел построить в ОЭЗ «Липецк» завод не только для одного лишь липецкого метро. Иначе это было бы заведомо убыточно. Президент ГК «Мортон» рассчитывал, что пилотный проект станет рекламой его бизнесу, и что монорельсы с одобрения правительства РФ появятся и в других городах страны.

… В феврале 2015 года на своей пресс-конференции Олег Королев заявил: «Если кто затормозит создание метро в Липецке, это закончится лет через пять транспортным коллапсом». И добавил: «Метро обречено на то, чтобы быть!» Но первые сомнения о том, что липецкая «надземка» вообще появится на свет, публично озвучил в августе прошлого года тогда вице-мэр Липецка Владимир Тучков.

Владимир Тучков сказал, что у него лично «есть сомнения в необходимости Липецку метро», а также признал, что денег на его строительство нет ни в городском, ни в региональном бюджетах (в ценах прошлого только года эстакада, совмещающая в себе третий мостовой переход и опоры воздушного метро, была обсчитана в более чем 16 млрд рублей!). Заместитель главы Липецка тогда прямо сказал: «Чудес не бывает. Строить метро исключительно за средства бюджета Липецка и области нереально. Губернатор Олег Королев будет ходатайствовать перед президентом России о выделении федеральных средств».

Буквально через неделю вице-мэра Тучкова опять-таки публично, но без перехода на личности, опроверг тогдашний начальник регионального управления строительства и архитектуры Евгений Губанов. Он сообщил, что метро начнет возить горожан и гостей города уже в 2018 году - к этому времени в Липецке должна быть построена первая очередь рельсового скоростного трамвая протяженностью 10,6 км, которая соединит улицу Минскую с проходными НЛМК.

- Мы начинали проектировать воздушное метро при стоимости его строительства в 100 миллиардов рублей, а остановились на цене в шесть миллиардов рублей, - сказал тогда Евгений Губанов. - Это - стоимость первой его очереди и подвижного состава.

На этой ветке запроектированы 6 пересадочных станций, которые должны появиться в районе юго-западного жилого массива Липецка. Монорельс мог пройти от спальных районов города через парк Победы, улицу Водопьянова, третий мостовой переход в индустриальное Левобережье (около автовокзала планируется строительство транспортно-пересадочного узла). Впоследствии метро хотели удлинить до 35,5 км: оно должно было начинаться в пока еще призрачном городе-спутнике Романово и заканчиваться в Грязинском районе у предприятий ОЭЗ «Липецк».

- Окупаемость проекта обсчитана в 45 лет при цене билета в сто рублей, - сказал не пожелавший назвать свои имя чиновник. - Двадцать рабочих дней в месяце можно умножить на 200 - билет туда и обратно - и выйдет, что только на проезд горожане будут тратить в среднем по четыре тысячи рублей. И это при средней зарплате по городу в 28-29 тысяч. Думаю, желающих летать над городом за такие деньги найдется не так уж много, - прокомментировал GOROD48 ситуацию другой наш высокопоставленный собеседник из городской администрации.

Для сравнения можно привести данные по строительству московской монорельсовой дороги. В финансово благополучной столице строительство воздушного метро началось в 2001 году, а его эксплуатация началась в 2008-м. При этом длина монорельса, проходящего от станции метро «Тимирязевская» до улицы Сергея Эйзенштейна, - всего 4,7 км. Согласно официальным данным, строительство монорельсовой дороги обошлось Москве в 6 335 510 000 руб. (в ценах 2005 года).

Итак, судя по всему, липчане сэкономят на проезде в метро. Потому что его, скорее всего, не будет.

Игорь Луговой

P.S. В январе 2013-го глава региона, говоря о будущем Липецка, призвал архитекторов, строителей и чиновников к «архитектурному выпендрежу». А уже через полгода, приветствуя собравшихся в областном центре культуры и народного творчества, где проходило торжественное собрание в честь 310-летия Липецка, Олег Королев пояснил, что имел в том числе ввиду липецкое метро, проект которого должен быть готов в 2015 году. А когда в зале послышался смех, сказал:

- Смейтесь, смейтесь, но вы еще вспомните мои слова. Липецк станет международным центром. В этом году после реконструкции аэропорта мы будем принимать рейсы из разных стран мира. В недалеком будущем через Липецк пройдет высокоскоростная магистраль, которая соединит обе наши столицы, юг страны и Европу. А вокруг Липецка будет построено 37 городов-спутников. Запомните эту цифру, - сказал губернатор.
0
0
0
0
0

Комментарии (1)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Игорь
02.11.2018 01:17
Королеву призываем поставить медный памятник за проект метро!