Искать:
7
Среда, 7 декабря 2016 г.13:36
Авторизация
Для входа используйте аккуант любого из сайтов:
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Или войдите через социальные сети
Еще не зарегистрированы ни на одном из сайтов? Зарегистрироваться
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Фактом авторизации, Вы принимаете условия Пользовательского соглашения и даете своё согласие на обработку персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

«Если можешь не писать – не пиши!»

Рекомендую
4
16 февраля 2016 г., 11:54
4309
Изменить шрифт
«Если можешь не писать – не пиши!»

В Задонске открывается первый и единственный в России музей прессы.

В туристическом кластере «Задонщина» скоро одной достопримечательностью станет больше. Задонский район с некоторых пор не только центр паломничества благодаря святыням и монастырям, местам, связанным со Святителем Тихоном Задонским. Здесь действуют спортивные, туристические центры, семейные парки и рекреационные зоны, есть самый маленький в мире заповедник «Галичья гора». Сохранились и восстанавливаются барские усадьбы, связанные с великими именами России. А вскоре распахнет двери пока единственный в стране музей прессы.

Автор идеи - собиратель, хранитель и создатель музея, известный липецкий журналист Александр Косякин. За 40 лет журналистского стажа он собрал множество экспонатов, связанных с прессой и не только. Его музей можно считать и краеведческим, так как в нем много экспонатов, связанных с историей Задонщины. Но, как известно, летописцами времени являются журналисты, поэтому музей прессы по форме и содержанию особо не отличается от классических музеев. Впрочем, в «косякинском» собрании вещей и предметов присутствует большая доля юмора и салтыковско-щедринской сатиры. Некоторые уголки Александр Викторович оформил таким образом, что позволяет журналистскому цеху посмеяться над собой. Как говорится, самокритика еще никому не навредила и она только во благо. У читателей GOROD48 есть возможность за три месяца до официального открытия музея, намеченного на 5 мая, ознакомится с экспонатами, готовность которых 95-процентная, совершить, так сказать, интерактивную экскурсию по первому в стране музею прессы.

«К Тихону»

Именно такая надпись встретит посетителей музея в первом зале. В нем он окажется, минуя «предбанник», перед которым вместо швейцара стоит манекен раскосого главного редактора. Табличка в руках главреда гласит: «Тот, кто первым назвал газету «бумажным носителем», за это ответит!».

IMG_2030.JPG

Достоевский в своих «Бесах» одну из глав, посвященных Задонску, так и назвал «У Тихона».  Отправимся «К Тихону» и мы.

- Задонск город православный, и многое, что здесь случалось и случается, связано с именем этого Святителя, - рассказывает создатель музея и экскурсовод Александр Косякин. – Инсталляция в первом зале называется «Исповедь». Вот откуда-то пришел босяк исповедаться батюшке, за ним стоят казак, казачка и генерал… Это действие вневременное, и двести лет назад все было также как и сейчас.

IMG_2032.JPG

В музее Косякина живых людей изображают манекены, которых делает местный художник из обычных рыночных манекенов. И батюшка изображен эдаким смешным попом из советских книжек, спрятавший под епитрахиль того самого босяка. А рядышком присоседился летописец - монах Геронтий…

IMG_2036.JPG

Соседний зал, уже, собственно, газетный. Это редакция позапрошлого века. Там скандальная сцена после публикации в газете о местном купчишке.

IMG_2042.JPG

- Вот, стоит редактор – усатый красавец, - рассказывает Александр Косякин. - К нему пришел купец скандалить, за то, что его в газете покритиковали: «Ты почто меня на весь уезд ославил?!». Редактор отвечает: «Мы проверяли вашу лавку, она была закрыта целых две недели!». «Так у меня был запой!», - парирует купец. «А, ну тогда извините…», - говорит редактор.

В качестве «больничного» купец предъявляет табличку, которая висела на его магазинчике: «Лавка закрыта, у хозяина до времени запой». Как известно, запой на Руси был уважительной причиной прогулов, срывов работ и заваливания того или иного дела. И не только в старину, но, порой, и сейчас. В экспозиции это отражено.

«Это кошка, это мышка, это лагерь, это вышка…»

Следующая экспозиция без капли юмора. Она посвящена репрессиям. Венчает экспозицию под потолком распятый ватник.

- Эта экспозиция посвящена разгрому монастырей, репрессий против священства, простых крестьян и тех же журналистов.

Фотографии репрессированных писателей, поэтов и журналистов развешены гирляндой на колючей проволоке.

- А вот чекист дело шьет, еще и ехидно улыбается…

IMG_7066.JPG

Манекен чекиста действительно ехиден, напротив его у сваленного стола на полу сидит избитый допрашиваемый с пакетом на голове. Пакет – не реквизит и не часть экспозиции. Он просто от пыли прикрывает голову манекена, однако четко вписывается в экспозицию как элемент пыток.

Есть в этом зале и настоящий изолятор НКВД. С самой настоящей тюремной дверью! С глазком в ней, все как положено, с засовами.

IMG_7071.JPG

- Посмотри в глазок! – говорит экскурсовод.

И действительно, за дверью камера, полная людей. А охраняет его одноглазый вертухай.  Все – натурально! Собственно, музей прессы вполне можно назвать панорамой. Очень многое в нем натурализовано. Александр Косякин очень постарался. Трудно представить, сколько времени и сил это у него отняло.

«Не пиши! Не пиши! Не пиши!»

Далее Александр Викторович ведет в комнату, посвященную и прессе, и пиару, и политическим акциям. Здесь портрет Ходоровского, тут же и плакат с фото «художника» Павленского,  прибивающего свою мошонку к брусчатке Красной площади. И рядом портрет Белинского с его цитатой: «Протест самая хилая форма борьбы, ниже - только кукиш в кармане».

IMG_7086.JPG

Александр Косякин показывает доску, на которой пока ничего не написано. Он делится планами: «Здесь будет табличка с цитатой Чехова: «Только что родившегося младенца нужно принять, перепеленать, искупать и тут же высечь, приговаривая: «Не пиши! Не пиши! Не пиши!».

Под будущей табличкой пока еще без назидательной надписи стоит манекен редактора. Он в пиджаке, но без порток. И, судя по всему, плачет.

- Это выпоротый редактор – мечта каждого обиженного газетой человека. Его родители, судя по всему, не читали Чехова.

- Как считаете, журналистов пороть надо? – спрашиваем у Александра Косякина.

- А как же! Без порки нельзя. Журналист периодически нуждается в порке. Иначе зазвездится и его понесет….

К собратьям по перу маститый журналист Александр Косякин беспощаден. Но по-доброму, с назиданием и большим с юмором. Одна из экспозиций – люди с транспарантом: «Если можешь не писать – не пиши!». И подпись: «Народ». Под ними ощипанный гусь. Перья из него «надербанили» полчища графоманов. Ведь и сейчас, и тогда, в старину, иному, мёдом не корми, а дай написать – статьи ли в газету, кляузу или донос.

IMG_2080.JPG

Специальный уголок посвящен пропаганде, цензуре. Самым неприглядным сторонам медиасферы. Инсталляция с карикатурной тройкой агитаторов и пропагандистов заставит долго смеяться. Персонажи словно сошли со страниц популярного советского журнала «Крокодил».

- Экспозиция называется «Русская тройка агитпропа». В центре журналист-трубадур советского времени или работник идеологического фронта. Рядом – цензор, который прислушивается к тому, что тот говорит, правильно ли он говорит. Эдакий типчик, в шляпе, с брезгливой физиономией. А справа – агитатор, поёт, обложенный всякими брошюрами.

IMG_2052.JPG

Напрашивается вопрос к хранителю музея: «А нынешнее время не начинает походить на прошлое? Мы, журналисты, не такие сейчас как вот эта тройка?».

- Разумеется, есть аналогии. Что касается прессы – очень много схожего.  Но история ведь по спирали развивается, - говорит Александр Косякин.

«Он повстречался с цензурой» - гласит наименование экспозиции с человеком без головы. Ее он держит в руках. Тут объяснять не надо - журналист повстречался с цензурой и ему "сняли голову". Рядышком с ним – девица легкого поведения с сигареткой в зубах, накрашена вульгарно.

- Это независимые СМИ. Она говорит: «Умею пиарить, служить за ваши деньги».

И тут же старушка-нищенка просит подаяние. По задумке хранителя музея это символизирует бюджетную подписку.

На стене музея висит хомут, в который запрягали лошадей.

- В годы Перестройки такие хомуты вешали в редакционных кабинетах. Журналисты этим самым показывали, что, мол, на нас больше хомут не наденешь... Наивные...

О советском времени рассказывает и экспозиция с интеллигентом в спортивном костюме. Он слушает радиоприемник. Александр Викторович говорит, что тот слушает «вражеские голоса».

IMG_7108.JPG

- В 1954 году «Голос Америки» сообщил, что в Ельце обрушилась крыша бани. Были жертвы. Но наша пресса об этом ничего не сообщила.

Украинский Майдан и голова, похожая на Киселева

Есть в музее экспозиция, посвященная произошедшей на Украине революции. Горящие покрышки, люди в масках - "В Україні масочний режим". Манекен в маске со щитом, на котором написано: "Крим буде Українським, або безлюдним!", "Москалей на ножі", "Москаляку на гілляку!", "Україна за Європейські цінності", "Не хочеш в Європу Іди в ж...". В общем, лозунги майдана.

IMG_7133.JPG

IMG_7132.JPG

IMG_7131.JPG

Но, причем тут пресса? Во-первых, пресса пострадала от майдана. В экспозиции - фото избитых журналистов, с проломленной головой фоторепортер. Но пресса и разжигала огонь революции, заодно и ненависть между украинцами и русскими. Недаром здесь присутствует голова, похожая на журналиста, экс-НТВшника Евгения Киселева – ведущего различных ток-шоу на Украине. 

IMG_7130.JPG

Присутствуют и пресловутые печеньки госпожи Нулланд в экспозиции. Все как есть.

Но не только Украина есть в музее. Присутствует и Франция, где расстреляли целую редакцию газеты «Шарли Эбдо». Даже номер этой скандальной газеты есть. Александру Косякину его привезли из Франции.

IMG_7134.JPG

Журналисты бывают людьми

И все-таки, «Журналисты бывают людьми», - гласит надпись очередной экспозиции в уголке. На ней представлена полка с бутылками со спиртным. Журналисты такие же, как все, и подвержены всем порокам общества.

- Когда мы учимся в вузе, одни напитки пьем. Когда взрослеем – другие. И оканчивается все бутылочкой кефира.

У каждого своя бочка, выпив ее, не всяк сохранит здоровье, и если выживет, то в лучшем случае самый крепкий напиток, который пьет (в нашем случае журналист) – кефир.

IMG_2091.JPG

IMG_7139.JPG

Бичевание прессы, и даже самобичевание  заканчивается транспарантом «СМИ - четвертая власть». Транспарант обгадила птичка.

- То есть, никакая она не четвертая власть, - говорит Александр Косякин.

IMG_2096.JPG

IMG_7111.JPG

IMG_7118.JPG

IMG_7120.JPG

IMG_7127.JPG

Впрочем, не такие уж они и редиски, эти журналисты. Как и полиция, военные, как и священники, врачи и ученые, они ровно такие, каково и общество.  Одна из самых больших экспозиций, причем выполнена она как панорама, это экспозиция о войне. Здесь большой визуальный ряд, сопровождается экскурсия голосом Левитана, звуками сирен. Операционная с врачами и раненым, в крови, бабушкой, прячущейся от бомбежки. Репродукциями известных картин о работе журналистов на войне, о погибших. С фронтов как Первой мировой, так и Второй, не вернулись в том числе многие липецкие журналисты. Они выполняли и профессиональный долг, и воинский перед Родиной. Работали, работают и сейчас в горячих точках журналисты. В том числе липчане - сотрудники федеральных СМИ. Некоторые из них награждены боевыми и государственными наградами уже в наши дни. 

IMG_7095.JPG

Система Orphus
Ваши комментарии
Добавить комментарий
Объектив
19 февраля 2016 г., 19:25
Ну и мразота
Н.П. Маракушин
17 февраля 2016 г., 11:44
Александр Викторович заслуживает похвалы за Идею, которую он воплощает в жизнь и доводит её к завершению. Желаю всем увидеть это!
гена
17 февраля 2016 г., 11:39
почему там нету редакторов с этого портала. музей приобрел бы неслыханную популярность)
Все комментарии (15)