Происшествия
17319
13.08.2014 15:30

По делу о коррупции в Липецком авиацентре огласили обвинительный приговор

Судья Тамбовского военного суда Валерий Лосев уже решил, что подсудимые отставные полковники Эдуард Ковальский и Сергей Сидоренко по предварительному сговору причинили подчиненным имущественный вред на общую сумму не менее 7,7 млн рублей.

Загрузка плеера
Сегодня в тамбовском военном суде прозвучал приговор по делу о коррупции в Липецком авиацентре. По вердикту судьи Валерия Лосева обвинявшиеся в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст.286 УК РФ («превышение должностных полномочий, с причинением тяжких последствий») бывший начальник штаба, заместитель начальника 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ полковник Эдуард Ковальский и бывший помощник командира авиагруппы по работе с личным составом центра полковник Сергей Сидоренко признаны виновными. Эдуард Ковальский приговорен к 5 годам лишения свободы условно, а Сидоренко - к 4 годам условно. 

«Суд установил, что с марта 2010 года по январь 2011 года полковник Ковальский совместо с полковником Сидоренко, действуя группой лиц по предварительному сговору, достоверно зная, что офицерам войсковой части А-21146 ежемесячно будут производиться дополнительные денежные выплаты, действуя умышленно, в целях получения для себя выгоды, используя свое служебное положение, осознавая противоправный характер своих действий, в нарушение Конституции РФ, федеральных законов и Устава Вооруженных Сил РФ, совершили действия, явно выходящие за пределы своих полномочий, которые никто совершать был не в праве, что повлекло существенное нарушение прав и интересов граждан, связанных с вознаграждением за труд, причинили подчиненным имущественный вред на общую сумму не менее 7,7 млн рублей», - с этих слов судья начал зачитывать приговор двум подсудимым. Всем присутствующим в зале суда стало ясно, что он будет обвинительным. Вопрос оставался лишь один: получат ли подсудимые реальный сроки лишения свободы, учитывая, что гособвинение запросило для Эдуарда Ковальского шесть лет лишения свободы, а для Сергея Сидоренко - пять… 

Напомним, что первое заседание по делу о поборах в Липецком авиацентре состоялось 2 августа 2012 года. Следствие по нему длилось более года. Только потерпевших по нему офицеров, которые, получив премиальные, вынужденно делились деньгами с вышестоящим начальством, оказалось 45 человек, начиная от лейтенанта и заканчивая подполковником. Согласно обвинительному заключению, ежемесячно каждая эскадрилья была обязана сдать до 200 тысяч рублей. В случае отказа, по словам офицеров, они могли лишиться премий и заработать проблемы по службе. 

Первым из офицеров, заявившем о поборах, был лейтенант Игорь Сулим. В своем блоге и в обращениях к президенту России, министру обороны и руководителю СК РФ он обратил внимание на недопустимость поборов. «Мятежный лейтенант» дал интервью и GOROD48. 

Игорь Сулим попал в Липецкий авиацентр сразу же после окончания в 2008 году Краснодарского высшего авиационного военного училища. Служить ему довелось в прославленной 3-й эскадрилье, летчики которой отмечены государственными наградами за участие в российско-грузинской войне. Как хороший, не имеющий взысканий по службе офицер, попал по 400-й приказу министра обороны в список летчиков, поощренных ежемесячным премированием. Первую свою надбавку к жалованью получил в апреле 2010 года. 

- 12 февраля 2010 года командир эскадрильи майор Кубарев довел до нас информацию от имени полковника Ковальского о том, что с полученных нами премий мы должны осуществлять выплаты руководству части, – рассказал GOROD48, а затем и суду предысторию поборов Игорь Сулим, теперь летчик гражданской авиации. - Мой сослуживец капитан Васильев возмутился, сказал, что обжалует это в прокуратуре. Но нам довели, что любое правонарушение приведет к взысканию и к лишению премий, а потому летчики, обсудив положение, решили платить сумму, которую до нас довел майор Кубарев, - 185 тысяч рублей с эскадрильи ежемесячно. Конкретная сумма «отката» с премий была доведена до летчиков и других эскадрилий. 

Игорь Сулим, которому стали ежемесячно начислять по «четырехсотому» приказу министра обороны 52 200 рублей, должен был сдавать в «черную кассу» 13 400 рублей. Две трети этой суммы он, как и его сослуживцы, отдавал принудительно по требованию полковника Ковальского, треть - добровольно. Сулим пояснил, что эскадрилья приняла решение из своих премиальных выделять деньги еще и для поддержания не попавших в 400-й приказ министра сослуживцев, а также вольнонаемным женщинам-делопроизводителям. 

- Экипаж самолета состоит из двух человек, и я не мог сидеть в одной кабине с офицером, который старше меня, ветераном боевых действий, если я, лейтенант, получал большее денежное довольствие, чем он, - пояснил свою позицию относительно добровольных выплат Сулим. 

Лейтенант видел, как собирали деньги начальству в первый раз, после того, как в апреле личный состав эскадрильи впервые получил премии по 400-приказу министра обороны сразу за три первых месяца 2010 года: 

- За три месяца мы должны были отдать руководству части сразу 555 тысяч рублей. Так как майор Губин денег почему-то не получил, мы собрали чуть больше 500 тысяч рублей. Сборщиком был капитан Васильев. Собранные деньги он передал командиру эскадрильи майору Кубареву. Тот на моих глазах завернул деньги в бумагу, а полученный объемный сверток занес в кабинет полковника Сидоренко. Оттуда Кубарев вышел уже без пакета. Так как военная форма одежды облегает тело, спрятать под нее внушительных размеров пакет он не мог... 

Денежные поборы продолжались весь 2010 год. Как только эскадрилья сдавала 185 тысяч рублей, летчиков заставляли писать на имя командиров рапорты, в которых они указывали, что премии получили в полном объеме и что никаких просьб о перераспределении полученных денег от командования не получали. По словам Игоря Сулима, полковник Сидоренко лично проверял по списку, все ли офицеры написали такие рапорты. В начале 2011 года в части прошла аттестация, после которой выяснилось, что ни Сулим, ни его сослуживцы не привлечены к дисциплинарной ответственности. Это значило, что все члены образцовой эскадрильи подпадали под действие 400-го приказа министра обороны и должны получать премии. Однако в марте, после того, как полковник Ковальский стал начальником штаба Липецкого авиацентра, новый начальник части, полковник Терешин, довел до сведения комэсков, что сбор денег по прошлогодней схеме продолжится. Новый комэск 3-й эскадрильи Денис Зинченко, по словам Сулима, сказал подчиненным, что «соскочить не получится», и что «будем сдавать денег даже больше, чем раньше»: 

- 14 мая на офицерском собрании в авиацентре подполковник Ли довел до личного состава недопустимость поборов с солдат-срочников. - Я задал тогда вопрос полковнику Терешину, а что делать, если поборы организованы с офицеров? Он промолчал. Но после этого наш командир эскадрильи довел до нас с майором Антоном Смирновым указание Терешина объявить нам взыскание на первом же построении за нарушение формы одежды, чтобы лишить нас на этом основании премии. И действительно, майору Смирнову объявили такое взыскание. Потом Смирнов передал мне слова полковника Терешина: «Научись управлять Сулимом!» Тогда я сказал полковнику Терешину, что с ворами служить не хочу. Но Терешин пригрозил мне судом за клевету... 

А вот сами подсудимые считают себя невиновными. В прениях сторон полковник Ковальский даже выступил с ходатайством о прекращении уголовного дела. Но суд счел доводы подсудимого необоснованными. А сегодня приговорил двух полковников к условным срокам лишения свободы. К огромному сожалению Игоря Сулима и его недавних сослуживцев, приехавших в Тамбов выслушать приговор, судья не лишил подсудимых воинских званий. Однако суд удовлетворил гражданские иски 17 потерпевших, и теперь в солидарном порядке они должны будут выплатить «ошкуренным» ими подчиненным порядка 2,5 млн рублей. 

Кстати, успехом Игоря Сулима можно считать и то, что после инициированного его обращениями к руководству страны антикоррупционному расследованию в Липецком авиацентре власти отменили тот самый «четырехсотый» приказ Минобороны, жертвой которого были, по данным СМИ, не только военные летчики.

- Мы считаем приговор суда незаконным и необоснованным, - прокомментировала GOROD48 вердикт судьи Лосева Алла Быковская, адвокат подсудимого Эдуарда Ковальского. - Действия моего подзащитного считаю недоказанными. Поэтому однозначно мы будем обжаловать приговор в Московском военном окружном суде. 

Игорь Луговой   
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.