Общество
8133
29.08.2013 14:32
1

«Какая пыль, о чем вы говорите»

Вокруг сельских дорог, отсыпанных из новолипецкого шлака, не утихают жаркие баталии.

Представители администрации Липецкой области утверждают, что металлурги используют села региона для складирования шлака, хотя должны были из этого материала отстроить дороги. Сам же шлак нещадно пылит, чем наносится вред здоровью сельских жителей. Металлурги, в свою очередь, заявили о голословности таких обвинений - НЛМК обязан был только доставить шлак на площадки для складирования. Строительство сельских дорог не входило в сферу компетенций комбината.

Мы решили побывать в селах, в которые поставлялся новолипецкий шлак, и выяснить, как обстоит дело с дорогами, действительно ли местные жители испытывают неудобство от шлаковой пыли. Оказалось, что административное давление, в конце концов, заставило глав многих сельских поселений отказаться от принятия шлака, который комбинат на протяжении нескольких лет в рамках социальной программы помощи сельским поселениям поставлял на безвозмездной основе.

Возьмем, к примеру, Новодеревенский сельсовет Липецкого района. Его глава Александр Миляков несколько лет подряд обращался к НЛМК с просьбой выделить сталеплавильный шлак для отсыпки дорог. Но сегодня он на эту тему и говорить не хочет, хотя еще в мае этого года просил у комбината 10 000 тонн шлака.

Сами жители Новой Деревни о нормальных дорогах только мечтают. Вроде бы комбинат и завез строительный материал, вот только укатать его и превратить в безопасное дорожное покрытие некому.

- Два года назад в селе отсыпали дорогу из шлака, - рассказывает житель Новой Деревни Владимир Ануфриенко. - Ее никто специально не укатывал. Только проезжие машины по ней проходили. Естественно, никто дорогу не проливал.

В селе Вешаловка дорогу отсыпали год назад. Тогда председатель Новодеревенского сельсовета Александр Миляков говорил, что 10 тысячами тонн шлака намеревался отсыпать три сельские улицы.

Жители Вешаловки рады даже ненакатаному покрытию из шлака. До появления дороги в плохую погоду к их домам было сложно подъехать, машины буксовали и застревали, люди выходили на улицу в резиновых сапогах. Сегодня дети из домов на улице Степной могут идти в школу, не опасаясь грязных луж.

- Лучше с этой дорогой, чем вообще без дороги, - говорит жительница улицы Степной Людмила Аникеева. - Правда, делали мы ее сами вручную. Машины привозили шлак, а мы его лопатами растаскивали и разравнивали. Никакой техники здесь не было

Ждали новолипецкий шлак и в селе Сенцово. Глава местного сельсовета Алексей Холопкин обратился за помощью к металлургам в апреле, но оказалось, что программа поставки сталеплавильного шлака в районы области закончилась в 2012 году. Его это огорчило, ведь селу нужно 18 000 тонн шлака. Только на дорогу до соседней Кузьминки необходимо 15 тонн. Жители этой деревни уже не первый год обивают пороги сельсовета в надежде на появление нормальной дороги.

- Деревня Кузьминка находится в семи километрах от Сенцово, - рассказал Алексей Холопкин. - Но дело в том, что с деревней нас связывает дорога регионального значения, а у управления дорог и транспорта области на ее ремонт средств нет, равно как и в нашем сельсовете. Жители Кузьминки неоднократно обращались в областное ведомство с просьбами отстроить дорогу, но всякий раз получали отказ. Мы узнали про акцию, которую организовал НЛМК по бесплатной доставке сталеплавильного шлака, обратились в отдел сбыта комбината, но оказалось, что такой возможности уже нет. А если покупать шлак и доставлять на место, то понадобится более 1,5 миллионов рублей. Для нас это дорого.

По словам Алексея Холопкина, жители и главы сельских поселений приветствуют инициативу комбината, и будут рады ее продолжению, но все упирается в требования управления экологии Липецкой области, которое так и норовит обложить сельсоветы штрафами, так как в момент строительства дороги из шлака поднимается пыль. Впрочем, в Сенцовском сельсовете все же есть трехкилометровый участок дороги в районе деревни Тыновка сооруженный из новолипецкого шлака. Здесь, в отличие от других деревень ее ровняли и укатывали грейдером.

- Мы выбрали достаточно сырую погоду, - вспоминает Холопкин. - Если честно, боялись, что ничего не получится. Но посмотрите на эту дорогу сегодня: мы выдержали все требования при строительстве: покрытие твердое и не пылит.

С ним солидарны жители и дачники из Тыновки. У них нет никаких жалоб к покрытию. Мало того, встретившись с Алексеем Холопкиным, они попросили отсыпать такую же дорогу по короткому пути к Сенцово.

- Какая пыль, о чем вы говорите, - удивляется дачница Мария Бирюкова, которая проводит в своей усадьбе все лето. - И мне нравится эта дорога, и всем нашим соседям. У нас здесь вечером как в Москве, настоящий проспект.

- А некоторые люди говорят, что от пыли задыхаются, - спросил Холопкин у пенсионерки.

- Да помилуй, Бог, - взмолилась женщина. - В самом начале может, и было немного, а сейчас все хорошо.

- Так ведь некоторые жители отказываются от этих дорог, - продолжает глава сельсовета.

- Тогда дураки, наверно, эти жители, - заключила Мария Бирюкова.

Вот и выходит, что дело, не в самом шлаке, а в том, как его использовали.

0
0
0
0
0

Комментарии (1)

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Борис
22.07.2020 12:58
Шлаки металлургические обладают свойством цементирования, поэтому гранулированные шлаки используют при производстве цементов. Спасибо металлургам за акцию, у нас в Казахстане шлаки продают по высоким ценам