«Политика — это канализация и трубы, а не треп на митингах»
Группа компаний НЛМК стала объединенным налогоплательщиком. Теперь при исчислении налогооблагаемой базы учитываются не только финансовые показатели Новолипецкого комбината, но и предприятий в Старом Осколе и Заринске. Для Липецка это, как ожидается, дополнительное поступление в городской и областной бюджет уже в этом году от Группы компаний НЛМК дополнительных 2,6 млрд. рублей. Но есть ли гарантия, что эти средства чиновники не разворуют на «небалансы» и прочие надуманные бюджетные затраты?
Группа компаний НЛМК стала объединенным налогоплательщиком. Теперь при исчислении налогооблагаемой базы учитываются не только финансовые показатели Новолипецкого комбината, но и предприятий в Старом Осколе и Заринске. Для Липецка это, как ожидается, дополнительное поступление в городской и областной бюджет уже в этом году от Группы компаний НЛМК дополнительных 2,6 млрд. рублей. Но есть ли гарантия, что эти средства чиновники не разворуют на «небалансы» и прочие надуманные бюджетные затраты?
Уплата налогов — долг каждого предпринимателя. Однако любой налогоплательщик желает, чтобы отчисленные им в бюджет средства были потрачены с пользой. На Западе, например, часть налогов платит не работодатель, а лично работающий человек. Поэтому какие-то новации правительства, которые, как считают налогоплательщики, построены по принципу «деньги на ветер», общество воспринимает в штыки. Россия — особая тема. Митинги и акции протеста — не наши методы давления на чиновников.
Наша жизнь устроена иначе: чиновник имеет право воровать, а общество не имеет права его уличать. Но во всем, в конце концов, должна быть мера. Ибо невозможно чиновникам одновременно быть разоблаченным в воровстве миллиарда рублей (эта сумма фигурирует в акте проверки администрации Липецкой области Счетной палатой РФ законности и эффективности расходования бюджетных средств по двум федеральным программам — капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья), и в то же время стенать, что главный налогоплательщик региона, НЛМК, который, например, в 2007-2008 годах уплатил 29 млрд. рублей налога на прибыль (доходная часть бюджета Липецка на этот год, для сравнения, не дотягивает до 10 млрд. рублей), пытается оптимизировать свои налоговые отчисления. Невозможно, как это делает Михаил Гулевский, собирать подписи в поддержку антикоррупционных законопроектов «Единой России», и в то же время нарваться на убийственную формулировку, данную липецкой мэрии полпредством Владимира Путина о том, что «сложившаяся схема возмещения из городского бюджета денежных средств за коммунальные ресурсы, которые потребителям не поставлялись, имеет явные признаки мошенничества, но легализована на муниципальном уровне в административном центре Липецкой области», о чем сообщает сайт при Госдуме РФ
Итак, различные московские проверяющие констатировали разложение в Липецке и регионе бюрократического аппарата, который сделал из населения и предпринимателей дойное стадо. Но если обычные люди, которых обжуливают на «небалансах», ничего с коммунальной мафией сделать не могут, то тот же Новолипецкий комбинат, градо- и бюджетообразующее предприятие, быть для казнокрадов-чиновников комолой коровой вовсе не желает. Комбинат бодается.
Недавно, в сентябре, Арбитражный суд Москвы защитил интересы металлургов по их иску об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка промзоны, стоимость которого с 2009 года увеличилась в 2,9 раза, что повлекло соответствующее увеличение размера уплачиваемого земельного налога. Если оперировать точными цифрами, то стоимость участка, занимаемого Новолипецким комбинатом, увеличилась с 26,3 млрд. рублей до 76,7 миллиарда. Такое увеличение на НЛМК сочли необоснованным. К своему иску новолипчане приложили данные исследования столичного филиала ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», определившего стоимость земельного участка комбината в 31,9 млрд. рублей. НЛМК процесс выиграл. Арбитражный суд решил, что кадастровая стоимость участка промплощадки комбината должна быть снижена с 76,6 млрд. рублей до 31,9 миллиарда.
Решение суда означает и уменьшение налога на землю, исчисляемого с кадастровой стоимости — с 1,15 млрд. до 480 миллионов рублей в год. Кроме того, вероятна возможность возвращения металлургам из бюджета излишне уплаченного ими налога за 2009-1 полугодие 2012 г.в размере 2,3 млрд. рублей.
Данное решение суда пока не вступило в законную силу. Скорее всего, липецкими чиновниками оно будет обжаловано. Городские и областные структуры приложат максимум усилий для отмены решения суда из-за того, что могут потерять такие деньги (НЛМК может сэкономить в 3-4 кварталах текущего года и следующий год на этом налоге около 1 миллиард рублей).
Горячие головы, конечно, попытаются обвинить металлургов в желании обделить бюджет. Остудить такие порывы можно примером того, как отреагировали липецкие предприниматели на постановление администрация области № 277 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков», увеличившее с 1 января 2009 года ставки земельных налогов.
В марте 2009 года под эгидой регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области» прошел круглый стол на тему: «Повышение кадастровой стоимости на землю и цены аренды земли». Поводом для заседания как раз стали новые ставки земельного налога, обсчитанных федеральным агентством «Роснедвижимость» по заказу управления имуществом и земельных отношений администрации Липецкой области. Согласно нормативам, цена земли для бизнеса увеличилась от 3 до 300 раз!
Всех потряс расклад, представленный нынешним депутатом Областного совета, директором Липецкого завода силикатных изделий Василием Сазоновым:
— В 2008 году завод силикатных изделий заплатил 7 миллионов рублей земельного налога, а в этом году мы должны заплатить уже 47 миллионов, — сказал директор. — В то же время выпуск готовой продукции: кирпича и газосиликата в связи с экономическим кризисом упал на заводе на 54 процента. Чтобы выплатить выставленный нам налог, мы должны повысить цену на отпускаемую продукцию с 1 апреля на 20 процентов, а это автоматически приведет к уменьшению реализации на 25 процентов. В результате по итогам года убытки по нашему заводу составят 75 миллионов рублей. Кому это выгодно? Считаю, что такая налоговая политика ведет к коллапсу всей экономики. Ставку земельного налога и ставку арендной платы надо пересмотреть, иначе мы сдохнем все!
Дискуссия тогда выдалась бурной. Глава СППЛО Владимир Лисин призвал первого заместителя главы Липецка Владимира Мигиту решить, что для города важнее — н аполняемость бюджета любой ценой или стагнация бизнеса? Первый вице-мэр выбрал бизнес, заявив, что кадастровая стоимость земли – не та икона, на которую нужно молиться. А у предпринимателей оказалось много претензий к управлению имуществом и земельных отношений администрации Липецкой области, отказывавшейся самостоятельно исправлять ошибки в расчетах «Роснедвижимости».
Часть таких ошибок исправили уже в мае 2009 на совместном заседании постоянных комиссий Липецкого горсовета по экономике, бюджету, муниципальной собственности, налоговой и инвестиционно-промышленной политике и по жилищно-коммунальному хозяйству, градостроительству и землепользованию. Депутаты, рассмотрев проблему уплаты земельных платежей, решили, что из-за сложного финансово-экономического положения многих предприятий и организаций, усугубленных введением новой кадастровой оценки земель, стабильная работа предприятий, их сохранение оказались под угрозой. И городские власти снизили ставки арендной платы за землю для многих хозяйствующих субъектов.
На НЛМК у власти доброты не хватило. Он же большой, этот комбинат, заплатит налоги, не загнется! Действительно, комбинат не загнулся. Но и дойной коровой, чтобы чиновники так запросто дергали его за вымя, быть отказался. Ведь одно дело знать, что налоги идут на благое дело. Другое дело — видеть разбитые «отремонтированные» дороги, дверь в реконструированном роддоме, купленную подрядчиком с молчаливого согласия заказчика по цене десяти, давящихся в очередях в городской расчетно-вычислительный центр бабушек, у которых глаза навыкате от начисленных им «небалансов»...
Суть длительного конфликта между владельцем НЛМК Владимиром Лисиным и липецким губернатором Олегом Королевым, собственно, и состоит в том, что Лисин однажды расхотел оплачивать химеры номенклатурщиков. И если до середины нулевых помимо обязательных налоговых отчислений комбинат давал под честное слово Михаилу Гулевскому, как написал в декабре 2006 года «Форбс» (см. статью «Город-на-шее»), «до 300 млн. рублей в год просто так, на социальные проекты», то позже, увидев происходящий «распил-откат», Лисин мэрскую команду спонсировать перестал .
Цитата из «Форбс»: «Как рассказывает Гулевский, Владимир Лисин тогда часто звонил новоиспеченному градоначальнику и предлагал «покататься по городу, посмотреть». «Бросал все дела на комбинате и со мной объезжал город, по четыре-пять часов тратил», — гордится дотошностью своего бывшего начальника Михаил Гулевский. «Мэры должны наводить порядок, понимать, что политика — это на самом деле канализация и трубы, а не треп на митингах», — объясняет Владимир Лисин предназначение политиков».
Действительно, Липецк ко второй половине нулевых преобразился по всем статьям: транспорт, дороги, благоустройство. Все крупные проекты так или иначе, по признанию Гулевского, были связаны с НЛМК . А потом в городе, когда градоначальник разорвал пуповину, связывавшую его с НЛМК, слившись в экстазе с губернатором, наступил застой. И начались явления, по каким-то причинам игнорируемые правоохранительными органами: коррупция, скандалы, кумовство-воровство, клановость, семейственность.
Впрочем, правоохранительные органы не спят, как можно было бы подумать. Недавно там возбудились якобы имевшейся в 2007-2008-м годах неуплате Новолипецким комбинатом налогов в особо крупных размерах. На самом деле имел место обычный спор между НЛМК и налоговыми органами, связанный с уплатой налога на прибыль. Налоговики посчитали, что металлурги недоплатили 1,4 миллиарда рублей (за эти годы комбинат уплатил 41,3 млрд. рублей налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды). Суд решил, что комбинату должны доначислить всего 68 миллионов. Обязанность уплаты этой суммы в бюджет у НЛМК наступила в мае текущего года. Однако комбинат к этому времени уже переплатил налог на прибыль в сумме, превышающей миллиард, и разумно считал, что в соответствие с законом фискалы должны были провести зачет образовавшейся недоимки в счет имеющейся переплаты. Но налоговая инспекция возвратила НЛМК сумму переплаты без такого зачета, и НЛМК был вынужден заплатить 68 миллионов в сентябре. Но ФНС эту сумма все еще считает недоимкой, о чем и проинформировала Следственный комитет.
Понятно, что никакого уголовного дела из этой истории, как бы кому не хотелось, не выйдет. НЛМК — не какая-то там «помоечная» агрофирма, которые расплодились, подобно мухам, под крылом губернатора и вывели из госбюджета, по данным Росагролизинга, порядка 2 млрд. рублей, а стабильно работающий флагман российской металлургии. Металлургам чужого не надо. Но и своего они не отдадут.
Комментарии