Троллейбусам в Липецке приказано долго жить
Разработанная городским департаментом транспорта, дорог и благоустройства «Концепция развития городского пассажирского транспорта на период 2012-2016 годов» предусматривает замену троллейбусного движения на автобусные перевозки в 2012-2013 годах.
С некоторых пор мэрия работает по принципу басни о лебеде, раке и щуке. Глава Липецка Гулевский обещает сохранить троллейбусы. Вице-мэром Курочкиным овладела идея развития велодорожек как альтернативы загрязняющему воздух автотранспорту. Председатель городского департамента транспорта, дорог и благоустройства Новиков продает муниципальные маршруты частникам. А когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Стоит ли удивляться, что в начале сентября депутаты отправили на доработку предложенную «разнонаправленной» администрацией Липецка «Концепцию развития городского пассажирского транспорта на период 2012-2016 годов». Презентовавший программу председатель департамента транспорта, дорог и благоустройства Николай Новиков и глава Липецка Михаил Гулевский пообещали депутатам подготовить другую концепцию и представить ее на обозрение к концу года. Однако, кажется, главная идея стратегии мэрии останется в силе – отказаться от использования в городе троллейбусов.
Сегодня GOROD48 встретился с самыми активными водителями МУП «Липецкий пассажирский транспорт», стаж вождения которых – от 10 лет (Юлия Швырева) до рекордного 41 года (Валентина Боровик), возмущенных тихим удушением этого вида городского транспорта. Женщины считают, что руководство их предприятия по наущению чиновников постепенно делает все, чтобы, во-первых, лишить их стимула продолжать работу, во-вторых, приучает липчан жить без троллейбусов.
– В часы-пик неоднократно прерывалась подача напряжения на контактную сеть, и троллейбусы останавливались, – говорит Нина Глазырина. – Естественно, это вызывало возмущение пассажиров. Целых три месяца у нас были проблемы с токосъемными щечками, которые отламывались почти сразу после замены, рвали троллеры. Из сотни троллейбусов сегодня на маршруты выходят 65 по причине технической неисправности остальных. А с ноября, когда мы перейдем на зимнее расписание, на маршруты будут выходить всего 49 машин. А у наших слесарей зарплата – 10 тысяч. Какой же мужик будет работать за такие деньги?
Зарплата самих водителей «рогатого» транспорта – 20 тысяч рублей. Эту сумму, действительно, можно получить, но за «откат». В МУП «Липецкий пассажирский транспорт», предприятия, прославившегося покупкой мэру за 3 миллиона рублей автомобиля Тoyota Land Cruiser Prado, создали такую систему оплаты труда, что для того, чтобы получить оклад с премией, водители вносят в кассу предприятия недостающие до плана выручки суммы из своих кошельков. Так, в гиблом для транспортников июле, некоторые водители докладывали из своих карманов до 12 тысяч рублей!
– Чтобы получить за прошлый месяц 20 тысяч рублей, я вечером 31 августа за свои деньги выбила билетов на 4000 рублей, которых мне не хватало к плану, – рассказывает Галина Жук. – Я села и стала нажимать на кнопку, пока не пробила билетов на эту сумму. Да, мне заплатили 20 тысяч, но фактически я заработала 16 тысяч. А в позапрошлом месяце, когда не сделала план и не добивала его за свои деньги, получила вместе с авансом 10 300 рублей.
Планы по выручке у водителей троллейбусов неподъемные. Например, на маршруте №2 – 4505 рублей за 11-часовую смену. По этому маршруту бегают пять троллейбусов. От начала и до конца поездки проходит 30 минут. По маршруту «двойки», дублируя муниципальные троллейбусы, ездят маршрутки с интервалом в несколько минут. Естественно, народ на остановке садится в тот транспорт, который подошел быстрее. А бесплатного для себя троллейбуса ждут пенсионеры и инвалиды. Откуда же взяться плану, если 60% пассажиров троллейбусов – льготники?
А теперь – точка зрения мэрии. В завернутой депутатами концепции развития городского пассажирского транспорта сказано, что троллейбусы перевозят четверть всех пассажиров муниципального транспорта. В документе отмечается, что «все троллейбусные маршруты проложены по основным городским магистралям и на большей части своей протяженности дублируются муниципальными или коммерческими автобусными маршрутами». Сравнивая троллейбусы и автобусы, чиновники пишут, что затраты на перевозку пассажиров троллейбусом выше, так как для этого требуется содержать дополнительно тяговые подстанции и 105 километров контактной сети.
Это правда. Но если следовать этой логике, то надо бы закрыть все детсады, школы, больницы и поликлиники – они же не приносят дохода в бюджет, а висят мертвым грузом на балансе города! Чиновники пишут, что троллейбус более чувствителен к состоянию дорожного покрытия. Но ведь основные магистральные дороги просто обязаны быть в порядке, не так ли? Тем более что и департамент Николая Новикова не просто транспорта, как раньше, но еще и дорог и благоустройства. Еще один минус троллейбусов, по мнению муниципальных служащих, в том, что «фактически невозможен обгон одного троллейбуса другим»!
И вот какое резюме делают разработчики идеи замены троллейбусов на автобусы: «Задержки движения по причине ДТП, аварийных работ и создаваемая троллейбусами «пробка» из автомобилей с работающими двигателями, приводит к значительному ухудшению экологической ситуации в городе». Итак, чистейший в экологическом смысле транспорт, развиваемый во всем мире, липецкие чиновники сделали виновником гари, копоти, выбросах свинца, углекислого газа и оксида азота!
В мэрии считают, что «поездка в троллейбусе для пассажиров менее привлекательна, чем в автобусе». Конечно, если сравнить с импортными «Мерседесами», то да. А если с «ПАЗиками»?
– На Дне автомобилиста в прошлом году Михаил Гулевский обещал нам, что будет развивать горэлектротранспорт, – говорят водители троллейбуса. – Тогда же мэр сказал, что купит пять новых троллейбусов. В феврале этого года на другом праздничном мероприятии Гулевский сказал, что город будет закупать троллейбусы. Где они?
Даже чиновники признают, что «темпы обновления муниципального подвижного состава в последние годы потеряны, а ситуация с обновлением подвижного состава электротранспорта – критическая». За пять последних лет купили всего два новых троллейбуса, а трамваев так вообще не приобретали аж с 2002 года!
Но новых троллейбусов, очевидно, не будет. Ставку в мэрии сделали на списанные автобусы импортного производства. Николай Новиков пишет: «Практика закупки импортного подвижного состава частными перевозчиками показала, что автобусы марок «Мерседес», «МАН», которые уже эксплуатировались за рубежом, имеют хорошие технические характеристики и обеспечивают срок эксплуатации еще не менее 8 лет, с минимальными затратами на техническое обслуживание и ремонт. Кроме того, стоимость одного автобуса в 3 раза ниже, чем стоимость закупаемого автобуса ЛиАЗ».
Понятно, что в Европе автобусы делают для людей, а в России – на продажу. Но если отечественные автобусы хуже не первой свежести немецких, это же не значит, что надо уничтожить троллейбусы? Ей-богу, складывается такое впечатление, что чиновники любят частных перевозчиков на взаимовыгодной основе, раз даже муниципальные маршруты – 22,27,30 – проданы частникам!
Игорь Луговой
Комментарии