Общество
15018
02.11.2014 18:30
Наблюдатель из Венгрии: «Увы, но сегодня Украина окончательно потеряла Донбасс»
Группа украинских беженцев, живущих ныне в Липецке, имела возможность проголосовать на выборах органов власти ДНР и ЛНР.
Загрузка плеера
Жительница Луганска Алла Григорьевна Кравченко к месту сбора, на улицу Зегеля, пришла с улицы Дзержинского, где она живет во временном пункте приема беженцев, пешком.
- Экономить приходится буквально на всем, даже на проезде, - говорит 67-летняя беженка. – Денег, откровенно говоря нет. Те, кто думает, что беженцам платят какие-то пособия, не правы, никто ничего не платит.Спасибо за то, что кормят три раза в день, и очень даже хорошо, домашней практически пищей, и дали крышу над головой. Я бы на работу куда пошла, но нигде не берут. Кому я нужна в мои шестьдесят семь? Когда узнала, что есть возможность проголосовать за будущее моей родины, очень была растрогана, и признательна тем, кто организовал такую поездку…
Маленькая Новороссия
Липецкую делегацию в воронежском микрорайоне Сомово встретили радушно реестровые казаки из ЦКВ. Вокруг базы отдыха, где размещается пункт по работе с беженцами, и здесь же две избирательные комиссии Луганского и Донецкого ЦИК, множество автомобилей с украинскими номерами, некоторые прибыли сюда на собственном транспорте, спасаясь от войны. Много машин из соседних с Воронежем регионов. Кто смог также прибыл сюда самостоятельно, а кто при помощи волонтеров.
Проход на территорию базы отдыха через металлоискатель, кругом флаги ДНР, соответствующие плакаты. Видно, к выборам готовились основательно. Народу много, явке позавидовал бы и Воронеж, и тем более Липецк. Луганчане и дончане со всех сторон идут, и порой целыми семьями. Играет громко музыка, атмосфера праздничная, и ей даже способствует голос Макаревича из репродукторов.
В корпусе работают две избирательные комиссии – на первом этаже голосуют вынужденные переселенцы из Луганской области, на втором – Донецкой. На участках все как положено – регистрация, проштампованные бюллетени, прозрачная, опечатанная урна, кабинки. Журналистам, как и на местных выборах, строго-настрого запрещают снимать - как люди заполняют бюллетени. Можно только момент голосования, да и то, с разрешения избирателей.
Секретарь УИК ЛНР Людмила Нескреба, просит не расспрашивать, как доставлялись сюда бюллетени.
- Не могу все рассказывать, вы же видите – война. А мне еще проголосованные бюллетени везти назад, - говорит Людмила.
В списки же люди вносятся здесь же, по украинскому паспорту, и справке о постановке на учет в УФМС. Никаких заминок и недоразумений не возникает, все оформляется четко, слаженно. Одним словом – на зависть многим местным избиркомам.
Опустившая в урну бюллетень бабуля, тихо плачет.
- Бабулечка, о чем печаль-то? – заботятся дежурившие на участке.
- А вы думаете как, на 76-то году, все оставить и уехать из дому, голосовать вот, здесь?! Разрывается душа, детки, разрывается, - говорит Лидия Нечай.
Лидия Григорьевна 40 лет отдала преподаванию русского языка в украинских школах. Родной Миусинск покинула откровенно спасаясь.
- Так уж вышло, что пишу стихи. А последние, как думаете, о чем? Правильно – на злободневные темы. И вот хунте очень не понравились мои строки об Майдане, об этих бандитах, что ввергали страну в хаос, о гибнущей Украине.
Словно в подтверждение, Лидия Григорьевна достает из сумки множество листов исписанных шариковой ручкой. Стихи и на русском и на мове. Выбирает те, что более трогают душу, и читает. Также – одни стихи на русском, другие на украинском.
- Я часто их читала на митингах. Знакомые сказали, тебе одной из первых не сдобровать если придут эти, значит - «нацики». И уже поговаривают об этом. Вот, все бросила и сюда, в Россию...
Голосовавшие общаются с журналистами неохотно. Кому-то не до разговоров – одна душевная боль и горечь. Извиняются, но умоляют не расспрашивать. Те же кто готов говорить, как один не оставляют никаких шансов Украине на возвращение Донбасса.
Житель Донецка Игорь Коломиец непреклонен: «Нет, нет, уже нет. Не знаю, что может нас заставить поверить Украине, после того, что она с нами сделала. Я не видел в глаза ни одного сепаратиста, или террориста, российского солдата или даже ополченца, когда в клочья разнесло наш дом и живших в нем похоронило заживо – моих соседей, друзей, детишек… Я не прощу этого Украине уже никогда. И вижу будущее ДНР, или Новороссии либо независимыми, а лучше всего – в составе России.
Даже этнически украинская семья Грушевец непреклонна – только не с Украиной, ставшей вдруг злой мачехой.
- Вся надежда на эти выборы, что будет независимой Новороссия, или будем дружить с Россией, а может даже войдем в ее состав, что фашистов разобьют, - говорит Татьяна Грушевец. – Как можно было нас разъеденить, поссорить? Я тут в Воронеже училась 5 лет, и прехали мы сюда именно к нашим друзьям, не к родственникам. И живем у друзей сейчас. Сами мы украинцы, но очень стыдно за Украину. Как так можно было считать жителей Донбасса (а мы с Донбасса сами, со Старобешевского района Донецкой области) людьми второго сорта? В современном мире уже так не принято делить людей «по сортам». Я этим обескуражена. Я – украинка, но, после всего, что пережили, я поняла, что в душе я русская! Я – русская!
«Точка не возврата на Украине пройдена»
Увиденным, услышанным, удивлен и ученый историк университета столицы Венгрии – Будапешта, Габор Дьёни, который на воронежском территориальном участке - в роли международного наблюдателя.
- Конечно, Европа вряд ли признает эти выборы, это ведь политика, - говорит Габор. – Но это не говорит о том, что за ними не стоит наблюдать. – На мой взгляд, вдали от мест, где выборы проходят – ДНР и ЛНР, организованно все на очень высоком уровне. – Я убедился в том, что это свободное волеизъявление. А для себя же я хотел выяснить – что движет людьми, почему они так воспротивились Украине? Тут же я увидел, что все они, сегодняшние беженцы – непреклонны и бессмысленно их отговаривать. Я уже чувствую, что Украина допустила какую-то непростительную ошибку, обидев этих людей, и мне кажется, что я понимаю их гнев. И мне даже кажется, что назад не повернуть – точка невозврата пройдена. Украина потеряла Донбасс навсегда. И ей сейчас самое время задуматься. Понять, где была допущена та роковая ошибка, чтобы ее не повторить, чтобы не настроить против себя и другие регионы, чтобы сохранить целостность страны.
Габор Дьёни уверен, что пройдет много времени, прежде чем мировое сообществе примет и признает произошедшее, отделение Крыма и теперь уже и Донбасса. Но другого пути нет.
- Европа во власти прокиевской пропаганды, там не знают, что происходит на юго-востоке Украины. А если кто начинает говорить правду, то он попадает в ловушку – его считают агентом Москвы.
- Вас не считают агентом Москвы?
- Пока нет. Но возможно теперь будут, - смеется Габор Дьёни. - Хотя, как не искал, я не видел бандитов и террористов среди жителей ДНР и ЛНР, среди беженцев. Я видел жертв войны, несчастных людей. Но, в то же время, я увидел свободных людей, которые сами хотят решать свою судьбу. И сегодня они это делают.
0
0
0
0
0
Комментарии