День города 2014
8775
20.07.2014 11:15

Лип-Липыч в Липецке штурмовала сотня пассажиров

В Липецке традиционные катания на раритетном трамвае начались с давки на посадке.

Загрузка плеера
Из трамвайного депо вагон "Лип-Липыч" выехал ровно в 10.30. За полчаса медленно едущий трамвай добрался до Центрального рынка, откуда и начнутся праздничные катания. Уже восьмой год подряд этот вагон катает липчан в празднества, посвященные Дню города и Дню металлургов. 

IMG_3843.JPG
 
У депо собрались желающие стать самыми первыми пассажирами "Лип Липыча". Среди них 14 летний Дима Ивашев. Девятиклассник - фанат трамваев, он переснимал на фото почти все имеющиеся в Липецке вагоны и выложил их на специальную страничку соцсети "ВКонтакте". Мальчик собирается в будущем стать машинистом железнодорожного транспорта. Он сильно волновался, попадет ли в трамвай, о котором знает буквально все. Когда выехавший из ворот депо вагон остановился у выпускных ворот, заместитель руководителя МУП "Липецкпассажиртранс" Сергей Матрусов разрешает войти в него всем желающим. Дима Ивашев с улыбкой поднимается в его салон - мечта сбылась!    

Дедушка липецких трамваев, легендарный «Лип Липыч», выпущенный в Харькове еще перед Второй Мировой войной, на медленном ходу тронулся в свой традиционный в День города проезд по улицам Липецка в 11.00 от Центрального рынка. Сюда он приехал уже с пассажирами - в вагон по пути его следования из трамвайно-троллейбусного депо постоянно подсаживались горожане, желающие понять собственной «пятой точкой», что это такое - езда на деревянных скамейках.

За контроллером раритета тот, кто уже не раз выводил этот вагон на городские линии, - Сергей Якунин, имеющий более чем 20-летний стаж работы сначала на предприятии городского электротранспорта, затем в МУП «Липецкпассажиртранс». Он ведет трамвай очень осторожно - у «старичка» есть проблемы с механической частью. Поэтому скорость «Лип Липыча» не превышает 15 км/ч.

- Хорошо, что День города в Липецке совпадает с Днем металлурга и отмечается летом, - говорит один из руководителей МУП «Липецкпассажиртранс» Сергей Матрусов, работающий на муниципальных электротранспортных предприятиях с 1981 года. - «Лип Липыч» не имеет обогрева, а потому вагоновожатым таких трамваев, которые работали стоя, зимой на конечных пунктах маршрутов приходилось греться у костров, а под обутые в валенки ноги подставлять раскаленные в огне кирпичи.

Только очень пожилые липчане помнят такие трамваи. В нашем городе вагоны серии ХА появились с благословения Совета министров СССР в 1947 году как вместительный вид транспорта для доставки рабочих из центра Липецка на предприятия Левобережья. Тогда 30 харьковских трамваев, каждый из которых был рассчитан на провоз 60 пассажиров, обслуживали маршрут, соединявший старую часть города с металлургическим и тракторостроительным заводами через Октябрьский мост. К концу 50-х морально и материально устаревшие вагоны были выведены из эксплуатации и утилизированы. Так что когда в Липецке во времена перестройки решили создать музей пассажирского транспорта, оказалось, что трамваев серии ХА не осталось ни одного. Пришлось приобретать такой вагон в 1986 году в Ленинграде.

Чиновники мэрии назвали его «Лип Липычем». На улицы города он вышел впервые в 2007 году, в дни торжеств по случаю 304-летия областного центра. С тех пор он стал неотъемлемым атрибутом праздничных мероприятий, приуроченных ко Дню города.

Путешествия на музейном экспонате полюбились горожанам. Украшенный надувными шарами, с музыкой в салоне (часто живой, в исполнении артистов художественной самодеятельности) трамвай пользуются такой большой популярностью у жителей города, что никогда не может принять на борт всех желающих. В этот День города в связи с изношенностью механической части раритетный трамвай выйдет всего в два рейса. В салоне максимум могут находиться 50 человек. Поэтому администрация МУП «Липецкпассажиртранс» заранее через СМИ попросила прощения у тех, кто не сможет совершить на «Лип Липыче» незабываемую поездку. 

Для Сергея Матрусова первый круг трамвая по праздничному маршруту действительно выдался незабываемым. У Центрального рынка в вагон полезли и стар, и млад. Визги, вопли, матюки... Хорошо, что из опыта прошлых лет заместитель руководителя муниципального предприятия сделал соответствующие выводы, взяв с собой для подстраховки внушительных габаритов помощника. Но и он не мог полностью перекрыть доступ в вагон тем, кто никак не мог понять, что трамвай - не резиновый. Мужчине лезли под мышки и 80-летние пенсионерки, и нездоровой полноты женщины. Кто-то запускал в вагон ребенка, а потом голосил, чтобы впустили и его. Вообще, посадка в вагон напоминала эвакуацию пассажиров третьего класса с терпящего бедствие парохода "Титаник"... Приходится в который раз констатировать, что липчан культуре еще учить и учить.    
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.