Липецкая область могла стать Елецкой
Для этого планировалось полностью затопить один из районов древнего города.
Сегодня Липецкая область празднует свое 60-летие - 6 января 1954 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о ее создании. В состав нового региона вошли земли и населенные пункты Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Но почему именно Липецк был выбран административным центром нового региона, ведь среди вошедших в него городов были Елец, Данков, Усмань, Лебедянь, Задонск – населенные пункты с богатой историей и многовековой городской культурой? Елец так и вовсе был столицей древнерусского княжества. Липецк же до 1954 года лишь однажды мог стать губернским - сразу после революции 1917-го, когда тамбовский губисполком (Липецк был уездным городом Тамбовской губернии) потерял контроль над регионом а липецкий — напротив набрал силу. Тогда липчанам помешал комплекс глубоких провинциалов, и липецкие революционные депутаты отказались от предложения управлять огромной губернией, включая всю нынешнюю Тамбовскую область.
Елецкая металлургическая область
К 50-м годам прошлого века Липецк, выросший из села и заводской слободы, оставался небольшим городом с населением 38 тысяч человек, в то время, как соседний Елец насчитывал больше 120 тысяч горожан. Впрочем, в Липецке к тому моменту действовали ЛМЗ, нынешний НЛМК, металлургический завод «Свободный Сокол», радиаторный завод, и сложился целый, как модно говорить сегодня - металлургический кластер. Стране же требовался, как, опять же, модно сегодня говорить — могучий рывок. Правительство разглядело в Липецке мощнейший металлургический потенциал и решило создать новую административную единицу. Правда, ее центром первоначально планировалось сделать Елец, и новая область должна была носить название Елецкой.
- В самом деле, в то время рассматривался вопрос о создании Елецкой области с центром в Ельце, - рассказывает руководитель Фонда научного краеведения Игорь Козмирчук. - Елец был крупным городом с богатейшей историей и мощным экономическим потенциалом. Стоит заметить, что Елец в 1846 году был уравнен в торговых правах с губернскими и портовыми городами. В Ельце в 1888 году был построен первый в России элеватор, развивались торговля, банковское дело, кожевенная промышленность, было налажено производство махорки. Часть всего этого осталась и после революции. Кроме того, город являлся крупным железнодорожным узлом с соответствующей инфраструктурой, в Ельце было много училищ, больниц, в 1939 году был создан педагогический институт, одним словом все было готово для того, чтобы вокруг него началась складываться целая область. И самое главное, в планы Совмина РСФСР входило строительство металлургического завода в Ельце! Причем планировалось развитие не черной металлургии, которая обосновалась в соседнем Липецке, а цветной. В Ельце собирались строить меднолитейный завод, который функционировал бы на привозном сырье. Но для любого металлургического производства в то время требовалось много воды. А для создания водохранилища нужно было перекрыть Быструю Сосну, с затоплением Засосненской части и переселением оттуда людей...
Взвесив все «за» и «контра», руководство страны посчитало это слишком затратным. После чего внимание обратили на Липецк, с уже развитой металлургической инфраструктурой и имевшимся ЛМЗ, который решено было довести до уровня гиганта индустрии, что и осуществилось.
В одну и ту же воду дважды
- Удивительно, но Липецку дважды дала мощный толчок металлургия, - продолжает Игорь Козмирчук. - Есть некая историческая закономерность: в начале XVIII века Петр I ведет активные боевые действия на Юге и на Севере государства, появляется потребность в развитии металлургии для, прежде всего изготовления вооружения, и появляется на карте страны металлургический Липецк, то есть, изначально Липская слобода с заводами. Проходит 76 лет, слобода становится уездным городом Липецком, но металлургия, дав ему жизнь, практически умирает. Спустя 175 лет в уже совсем другом государстве, СССР, снова появляется потребность в металлургии, что дает новый толчок развития сначала городу а затем и всему региону. Все пути сходятся здесь, в Липецке: рядом Курская магнитная аномалия, сырьевая база Белгородской области, удобные транспортные развязки — пересечение дорог между Севером и Востоком, Западом и Югом. Очень быстро был произведен «передел» соседних с липецком территорий и начал рождаться новый административный центр с крупнейшим металлургическим гигантом.
Причем, по словам Игоря Козмирчука, территории эти были, можно сказать «бросовыми» для соседних областей. Они являлись их глухими окраинами, а став районами новой области, причем расположенными близко к «столице» - областному центру, они оказывались в выигрыше.
Липецк - город «понаехавших»
- Возведение гиганта металлургии и других предприятий, тоже не маленьких, проходило параллельно со строительством, по сути, нового города, нового Липецка. И за двадцать лет произошел колоссальный скачок - население Липецка увеличилось в десять раз - с 38 тысяч до 350-и. Но при этом был практически полностью разрушен исторический облик города, все его культурные памятники петровский и екатерининских времен, большинство церквей. Строилась современная инфраструктура, жилые районы, в которых предстояло проживать сотням тысяч людей, возводивших новый Липецк.
Кто были эти новые липчане? Принято считать, что в основной своей массе вчерашними крестьянами, потянувшимися в город «за рублем» и... «зеками», которых сгоняли на всесоюзные стройки. Даже родилась некая уверенность, что нынешний липчанин, это хамоватый, малообразованный, бескультурный тип. Интернет пестрит комментариями на эту тему. «Липецкий колхоз», «липецкое быдло» - такими обидными эпитетами липчане порой награждают сами себя. Но это абсолютно не так — уверен Игорь Козмирчук.
- В самом деле, коренных липчан среди нас не так уж много, наверное, где-то процентов пять. Это тех липчан, несколько поколений которых жило в городе. Но, кто же приезжал? Для того, чтобы строить предприятия и работать на них нужны были в первую очередь специалисты — строители, инженеры, металлурги, литейщики. Колхозники требовались не особенно. Были, конечно, и жители далеких деревень, приезжающие на заработки, и «зэки-химики», но не они составляли костяк тех самых липчан. Липецкую металлургию создавали специалисты из регионов, где эта отрасль была хорошо развита — Днепропетровской области, Запорожья, Урала и Сибири. Они и основывали здесь династии, известные по сей день. Назову лишь одну фамилию — Франценюк... Та, что тех, кто возводил новый областной центр, уж никак не назовешь «лапотниками» или «колхозниками». Даже строили новые районы, возводили многоэтажные дома спецы из Москвы и Ленинграда, многие из которых остались здесь. Следует помнить и о том, что Липецк исторически сложился и как город авиаторов, где еще до революции был аэродром с теми самыми первыми самолетами «Илья Муромец», а после революции действовали крупнейшая авиашкола. Те, кто были причастен к липецкой авиации — тоже люди грамотные и очень образованные. Но даже если брать коренных липчан, то это тоже были потомки тех, кто в петровские времена занимался здесь металлургией. Так что липчанам, критично настроенным к землякам, не стоит плохо думать о самих себе и уже тем более о своих предках.
Что же будет с родиной и с нами?
«Сложились ли липчане как некая общность?», «Каково наше непроизводственное, культурное предназначение?», «Уцелеет ли Липецкая область на карте России, как субъект федерации?» - эти вопросы сегодня волнуют, наверное, многих. Прежде всего, в свете административных реформ, укрупнений регионов. И тут известный липецкий краевед Игорь Козмирчук, тоже, кстати, из «понаехавших», но для которого Липецкая область стала второй родиной, местом где родились его дети, где он как историк и археолог провел множество исследований и сделал немало открытий, однозначного ответа не знает.
- Даже если Липецкую область объединят с одной из соседних, ничего страшного не произойдет. Как не происходило ничего особенного, когда существовала Центрально-Черноземная область в 20-х годах, и в ней не затерялся ни один город. Все течет, все меняется, все движется вперед. Но, скорее всего, область будет и дальше самостоятельной, и, может быть кто-то примкнет к нам, а не мы к кому-то. Сейчас же для нас важнейшим является продолжение тяжелейшего пути исторической самоидентификации именно как культурной общности - липчан. Для этого подрастающему поколению необходимо знать историю родного края. Историю городов области. К сожалению, для этого делается не очень много. Одно время немало говорилось о введении уроков краеведения. Но делается это совсем не во многих школах региона. Вот после того, как мы осознаем важность этого, реализуем эти задумки, когда каждый молодой человек будет знать, что здесь происходило в разное время, какие люди рождались на нашей земле и их вкладе в историю страны, когда начнем, наконец-то бережно относится к памятникам культуры и истории, тогда можно будет смело и гордо заявлять о состоявшемся «самостоятельном проекте» - Липецкой области и ее жителей как общности.
Комментарии (1)