Общество
10831
16.12.2013 10:31
Агент по отвлечению инвестиций
Когда липецким губернатором станет другой человек, мы узнаем много интересного о нашем недавнем прошлом и потерянном будущем.
Но такой ли уж он хороший управленец, каким хочет казаться? Давайте посмотрим на то, на какое хозяйство он как глава региона пришел в 1998 году и каким его сдаст в 2015-м своему преемнику. Ведь глава государства вряд ли продлит мандат управления областью 63-летнему Королеву, которого за глаза даже его подчиненные называют Ольгой Петровной за склонность, как бы мягче сказать, приукрасить действительность. Так, его фраза о средней зарплате в регионе, которая «ушла за 30 тысяч рублей» в эфире «Вестей» в 2009 году сделала губернатора в свое время героем Рунета, ведь на самом деле она тогда была вдвое меньше. А чего стоят заявления о появлении в Липецке метро, а вокруг областного центра – 37 городов-спутников!
Итак, в 1998 году флагманами промышленности региона были Новолипецкий комбинат и его «дочка», завод «Стинол». С тех пор картина не изменилась. Наглядно это было продемонстрировано промышленникам региона на заседании, посвященном итогам развития промсектора за 9 месяцев текущего года, представителем питерского Центра консалтинга «Панацея» Ольгой Самоваровой, приглашенной липецким губернатором поднимать непаханую доселе никем, кроме этих самых НЛМК и «Стинола», целину кластеров. Экономист указала на диаграмму областного ВРП, и сказала, что если бы на ней она указала долю меткомбината, всех остальных производителей не было бы видно! И это на самом деле так: неспособные предложить конкурентоспособную продукцию машино- и станкостроение в регионе либо влачит жалкое существование, либо носит зачаточный характер.
Поэтому Новолипецкий комбинат, который сработал в этом году по понятным всем причинам всего лишь на 6% хуже прошлого года, тут же в прямом смысле обнулил весь рост промпроизводства в регионе! Впрочем, металлурги отгрузили потребителю 100% выплавленных объемов чугуна и стали. Сработать не на склад, пусть даже с рентабельностью 5,5%, а не с 7,3%, как годом ранее, сохранить 30-тысячный трудовой коллектив, повысить работникам зарплату в среднем на 11% в условиях стагнации как российской, так и европейской экономик – многого стоит. Другой локомотив региона, завод «Индезит», в условиях экономического спада выпустил «белой техники» на 3% больше, чем в прошлом году. Из всех остальных сколь-нибудь значимых 35 промышленных предприятий области (среди которых, заметим, на пальцах одной руки можно сосчитать появившиеся при Королеве производства) только 14 реализовали продукции больше, чем в прошлом году, а еще семь ушли в минус. Даже по данным администрации области, каждое четвертое производство в регионе – убыточное.
Однако Олег Петрович доносит в Москву, что в его области производительность труда в среднем в 1,56 раза выше, чем в Европе! Он гордится тем, что на душу населения в регионе выпущено промтоварной продукции на 243,6 тысячи рублей, в то время как у соседей-воронежцев этот показатель составляет 68,3 тысячи. Но губернатор молчит о том, что такие поражающие воображение темпы демонстрирует не созданная им экономика, а практически один НЛМК, который, несмотря на кризис, произвел за первых 9 месяцев года товара на сумму свыше 171,5 млрд рублей. Однако губернатор всякий раз к месту и без повторяет абсурдные слова «без Новолипецкого комбината», пытаясь, очевидно, убедить самого себя, что можно не считаться с этим индустриальным гигантом (все знают, что у Королева не сложились отношения с его владельцем Владимиром Лисиным)! Но не считаться с НЛМК – то же самое, что не дружить со здравым смыслом: вклад новолипецких металлургов в копилку промпроизводства в 28 раз превышает совокупный взнос всех резидентов федеральной ОЭЗ «Липецк» и тех предприятий, которые появились в созданных губернатором региональных зонах. Кто в этой ситуации слон, а кто – моська, решать читателю.
Мы еще вернемся к положению дел на сегодня, но пока предлагаем совершить небольшой экскурс в историю. Помните, в 2003 году Путин поставил задачу удвоения ВВП в течение 10 следующих лет? Мы не знаем, ставил ли подобные амбициозные задачи перед своими подчиненными липецкий губернатор, но при нем произошло удвоение предприятий. Так, в Липецке появилось два завода «Свободный Сокол», два «Центролита», два домостроительных комбината, два авиапредприятия, а вот тракторных заводов стало сразу три! Нет, не подумайте, что благодаря Олегу Петровичу в регион как чумовые ломанулись инвесторы. Просто под носом у губернатора ушлые дельцы через применение «умных» схем дербанили активы работающих предприятий. Поэтому на одном заводе оставались долги, а другому, одноименному, отходило ликвидное имущество. А когда работяги падали в поисках управы на кидал в ноги чиновникам, те просили ходоков не волноваться, мол, все нормально, все под контролем.
И они действительно контролировали все. Так, Фондом имущества Липецкой области руководил заместитель губернатора Владимир Лаврентьев. Под патронажем администрации области работал комитет по банкротству. Тот же вице-губернатор создал Ассоциацию антикризисных управляющих, якобы защищавшей интересы бизнеса. А на деле подчиненные губернатора создали систему перехода имущества предприятий от их прежних хозяев новым.
Характерный пример: ГП «Липецкое авиапредприятие». В свое время директор этого второго по величине в Центральном Черноземье после воронежского авиаотряда взял у трубного завода на хранение несколько тонн бензина. Горючее исчезло. А наказали за это не руководителя предприятия, а его коллектив и всех липчан, летавших его самолетами! Трубный завод стал истцом, авиапредприятие – ответчиком. Потом банкротом. А ведь государственное авиапредприятие находилось в управлении Олега Королева! Чиновникам нужно было всего-то погасить небольшой долг, на что хватило бы средств от продажи всего одного самолета, но Липецк потерял весь свой флот под сурдинкой разговоров о выводе липецкой гражданской авиации из финансового кризиса. Счетная палата РФ признала банкротство незаконным, но это обстоятельство не спасло авиапредприятие, все имущество которого было продано какому-то московскому бизнесмену по цене двух самолетов! Интересно, что потом те же чиновники, которые заработали на убийстве липецкого авиапредприятия, стали зарабатывать на создании нового, уже международного, аэропорта. Реконструкция одной только его взлетно-посадочной полосы обошлась бюджету в 5 млрд рублей (больше всех собственных доходов бюджета Липецка 2014 года)!
А потом канул в Лету трубный завод, и на его площадях появился гипермаркет «Добрострой». Загнулись оба «Центролита». Ушли в небытие, оставив после себя лишь трактор-памятник, и три тракторных завода, превратив огромный жилой массив Липецка, где жили заводчане, в депрессивный, без всяких перспектив, район (Олег Королев почему-то не пустил в пустые цеха ведущие мировые автоконцерны, которые были готовы наладить здесь сборку престижных иномарок). Умер станкозавод, на месте которого теперь открыт торговый центр. Cтал банкротом завод «Свободный Сокол». Его домны погашены, большая часть трудового коллектива уволена. Между тем в СМИ появилась информация о том, что собственников этого металлургического завода Бабуцидзе и Чигладзе ищут в Кемеровской области, где они взяли превышающий 2 млрд рублей кредит на завершение строительства своей угольной шахты, но загнали деньги на какие-то иные, не оговоренные в банковском договоре цели.
Если говорить начистоту, то в Липецке остались всего три крупных индустриальных предприятия – НЛМК, «Стинол» и цементный завод. Причем они выжили, как шутят на самих заводах, только потому, что не подпустили к себе на пушечный выстрел ни одного чиновника. А ведь в начале 00-х Новолипецкий комбинат пытался прибрать к своим рукам хозяин «Норникеля» Потанин, к которому тогда благоволил липецкий губернатор. Что было бы, если бы погасли доменные печи этого градо- и бюджетообразующего предприятия? Куда бы делись в таком случае 30 тысяч его работников и тысячи тех, кто работает в подрядных организациях НЛМК? Трудоустроились бы на предприятия ОЭЗ «Липецк», где губернатор еще в 2010 году обещал создать 40 тысяч рабочих мест (о том, какая отдача от губернаторских зон, на строительство инфраструктуры которых были угроханы бешеные деньги, GOROD48 писал в публикации «В «аномальной» зоне «Тербуны» исчез миллиард бюджетных рублей»)? Что было бы с Липецком и областью с оглядкой на то, что сумма всех перечисленных комбинатом налогов в 2012 году составила 13,1 млрд рублей – треть всего консолидированного бюджета региона?
К счастью, после того как Москва сменила руководителя ОЭЗ «Липецк», того самого Владимира Лаврентьева, в зону стали приходить инвесторы уже совершенно иного калибра, чем стекольный завод, выпускающий медицинские пузырьки и бутылки, или итальянский цех по производству алюминиевых трубок для холодильников. Новый руководитель федеральной зоны Иван Кошелев теперь не боится, как Олег Королев, «перегрева экономики», но ряд весомых потенциальных резидентов, увы, уже в Липецк не вернуть. Тот же «Фольксваген», например, который хотел наладить именно тут производство автомобилей, но испугался цены предложенного ему чиновниками входного билета. И немцы завернули в Калугу, регион, который действительно стал раем для приличных инвесторов благодаря губернатору Анатолию Артамонову.
Артамонов, кстати, «годок» Королева. И регионом рулит давно – с 2000 года. Но вот если липецкий губернатор известный мастер пустить пыль в глаза, то калужский – человек дела. Так, за последние шесть лет объем промпроизводства в Калужской области вырос в два с половиной раза, и фактически к существовавшей, не загубленной промышленности Калужской области, добавилось еще полторы. В этом регионе по единодушному признанию сформирована бизнес-среда европейского уровня. С 2007 года, примерно с того же времени, как Королев стал создавать свои региональные экономические зоны, Артамонов образовал 9 индустриальных парков, в которых появилось более чем 25 тысяч рабочих мест на 46 новых предприятийс участием английского, датского, шведского, немецкого капитала.
Олегу Петровичу можно только облизаться на созданные в Калуге фармацевтический, транспортно-логистический, машино- и автомобилестроительный кластеры. Объем производства на одного человека увеличился в Калуге с 89 тысячи рублей до 437 тысяч – это второе место в РФ. Рост собственной доходной базы позволил значительно улучшить условия оплаты труда, прежде всего, в образовании и здравоохранении. В результате средняя заработная плата в регионе выросла за 5 лет в 3,2 раза, а у нас со станции «скорой помощи» из-за безденежья разбегаются последние врачи.
В Калуге выпускают легковые автомобили, грузовики, тепловозы, турбины и турбогенераторы, телевизоры, фармпрепараты… Даже руководство НЛМК разместило там производство металлопроката и сортовой стали. А вот липецкому губернатору только и остается, что бахвалится китайским автозаводом, который он решил запустить в поле в малолюдном Краснинском районе. Китайцы, как известно, отменные копипастеры, но никак не создатели новых технологий, того, чего так не хватает России.
Так что Олегу Петровичу, судя по результатам его деятельности, пора не о новом губернаторском сроке мечтать, а о том, чем на пенсии заниматься.
0
0
0
0
0
Комментарии