Cага о форсайтах
В Липецке проходит международная практическая конференция «Липецк 2035. Стратегия развития».
Сегодня в актовом зале здания Липецкого филиала Финансового университета при правительстве РФ яблоку негде было упасть от смешавшихся со студентами чиновников и коммерсантов, массовки международной практической конференции «Липецк 2035. Стратегия развития». Ее организаторы, работники департамента экономического развития мэрии, со свойственной современным российским бюрократам амбициозностью замахнулись определить основные тенденции развития «жемчужины Черноземья» аж на 20 лет вперед. Впрочем, в попытку предугадать будущее, как кажется, не верил даже Владимир Мигита, нынешний председатель департамента экономики администрации Липецка, тот, кто имел самое непосредственное отношение к формированию в 2005 году Стратегического плана развития города до 2016 года.
Владимир Мигита был одним из немногих докладчиков, который не витал в эмпиреях. Сравнив ожидаемые в 2005 году итоги развития города с теми, которые имеются сегодня, он констатировал, что в чем-то удалось угадать перспективы, а где-то ошибиться. Например, в муниципалитете считали, что население Липецка будет уменьшаться, а оно выросло. Чиновники думали, что среднедушевой ежемесячный доход липчан к 2016 году вырастет до 12,6 тысяч рублей с 6 тысяч рублей, то уже сегодня по данным статистики эта цифра в два раза превысила прогнозную, перевалив за 26 тысяч. «В социально-экономической сфере по 18 показателям мы не спрогнозировали многое», — признался чиновник.
Рассуждая о том, почему администрация Липецка решила пересмотреть виды на будущее, отказавшись вносить уже подготовленные коррективы в существующий Стратегический план, Владимир Мигита сказал, что это вызвано изменениями федерального законодательства. Поэтому теперь, мол, мэрии нужно срочно разработать стратегию развития города до 2035 года. Но по Сеньке ли шапка, если тот же чиновник ранее назвал вопросы стратегического планирования «философией»? Если вслед за липецким губернатором перестал брать в расчет вклад в экономику города Новолипецкого комбината, а недавно с высокой трибуны вообще призвал равняться на американский Питсбург, где металлургия накрылась в силу объективных причин медным тазом?
Действительно, как можно серьезно рассуждать о том, что из себя будет представлять Липецк через 20 лет, если сам докладчик признался, что мэрия не может обсчитать контрольные показатели в сфере производственно-хозяйственного комплекса и городского хозяйства на столь длительный срок? Вспоминается незабвенный Ходжа Насреддин, который пообещал падишаха за 20 лет научить осла говорить по-человечески, справедливо считая, что за это время либо падишах умрет, либо осел.
Стоит отдать Владимиру Мигите должное: он говорил с аудиторией на понятном ей языке. А вот когда слово по конференц-связи получила гендиректор ООО «Си-Би-Ай консалт» Наталья Вишневская, представленная как ведущий российский эксперт в области институционального и территориального брендинга, даже подготовленные люди мало что поняли из ее выступления, пересыпанного специфической лексикой. Самыми ходовыми словами у Вишневской были «тренд», «кластер» и «форсайт» (так теперь модно называть совещание с большим количеством участников, на котором обсуждают будущее какого-либо проекта). В переводе на обычный русский женщина, разработавшая концепцию одного из сочинских олимпийских объектов «Роза Хутор», сказала, что для выработки долговременной концепции следует понимать, в каком состоянии будет город, если что-то, не дай Бог, приключится с металлургией, поскольку, что бы кто не говорил, а Липецк как был, так и остается моногородом. По ее мнению, тратить гигантские инвестиции на какие-то инфраструктурные проекты бессмысленно без учета мировой конъюнктуры на металл.
Далее выступающие говорили все, что хотели, абсолютно не примеривая сказанное к заданной конференцией теме. Так, Ольга Зиновьева, член коллегии Министерства регионального развития, сосредоточилась на теме ЕГЭ, но сказала важную вещь. Мол, во всех регионах страны, где она была, все хорошее и полезное не может пробиться через косность и заторможенность чиновников, у которых все хорошо, так как их дети и активы уже за рубежом. А липецкий вице-губернатор Руслан Губайдуллин раскритиковал законодательство в сфере ЖКХ, «которое меняется со скоростью стрельбы из пулемета», безынициативных собственников жилья, которых он назвал «недружественным сообществом», воров из управляющих компаний и... молодежь.
— Юристы есть среди вас? — обратился он к аудитории. — Помогите бабушкам не платить за не оказанные им коммунальные услуги!
Наблюдая за всей этой говорильней, на которую были списаны десятки тысяч рублей из городской казны, видя в зале чиновников, которым следовало бы не протирать штаны в студенческой аудитории, а работать, слушая абсолютно не пересекающиеся с заданной темой конференции выступления, я пришел к парадоксальному выводу: а нужна ли вообще Липецку концепция развития до 2035 года? Если горожанам подсовывают согласованных с Кремлем мэра и губернатора? Если никто из чиновников не может ни на йоту повлиять на тенденции мирового рынка чугуна и стали? Если федеральная власть меняет одни законы на другие, вынуждая муниципалитет перекраивать существующие планы? Если, по признанию Владимира Мигиты, 150 человек, объединенных в 12 рабочих групп, в 2005 году несколько месяцев спорили о том, как сформулировать в Стратегическом плане развития Липецка его миссию (в конце концов, бюрократы сошлись на том, что он «город многоотраслевой, сбалансированной экономики и комфортной среды проживания»)!
Кажется, что все рассуждения липецких чиновников вокруг стратегии развития Липецка сводятся к самооправданию своей зачастую бесцельной деятельности. А горожане ждут не глобальной концепции, а заплаты на асфальте во дворе своего дома. Понятных им тарифов на услуги ЖКХ. Работающего допоздна, а не до 20.00, маршрутного транспорта. Доступного медицинского обслуживания... Поэтому один из участников конференции после пустого выступления очередного докладчика шепнул своему соседу по парте, что власть вместо дела занимается «интеллектуальным онанизмом».
Игорь Луговой





Комментарии