Общество
8710
25.07.2019 14:01
2
Вадим Муратов: «Хотел изобличать преступников со школьной скамьи»
Накануне Дня сотрудника органов следствия РФ GOROD48 встретился с первым заместителем руководителя СУ СК России по Липецкой области.
- Вадим Михайлович, вся ваша биография связана с Тамбовской областью. Вы там родились, выучились, стали следователем, дослужились до должности первого заместителя руководителя регионального следственного управления СКР. А как попали в Липецк?
- В Следственном комитете прошли оргштатные изменения: практически во всех региональных управлениях были сокращены должности заместителей руководителей управлений. Моя должность в Тамбовском управлении СКР тоже попала под сокращение. Это было для меня, откровенно скажу, неожиданностью. Но было желание продолжить службу. В Липецкой области должность одного из заместителей регионального управления СКР была также сокращена, а другой заместитель вышел на пенсию по выслуге лет. Вот его вакансию мне и предложили. Перед тем, как получить назначение в Липецкую область, я проработал два месяца в Главном управлении криминалистики (криминалистическом центре) центрального аппарата Следственного комитета.
- Вы родились в 1980 году. Закончили школу. Как так получилось, что вы встали на стезю юриспруденции. Может быть, у вас в роду были юристы? Кстати, в Липецке, если вы заметили, очень много династий, члены которых работают в правоохранительных органах, прокуратуре, судах.
- У меня в правоохранительных органах родственников нет. Я - первый. Отец длительное время работал в сельском хозяйстве, мама – врач - стоматолог, главный врач сельской участковой больницы.
- И, конечно, мама хотела, чтобы вы пошли по ее стезе? Ведь хороший врач никогда не будет голодным…
- Да, у родителей было желание, чтобы я стал врачом. И предпосылки к этому были. Но посещение стоматологического кабинета мамы такое желание убило напрочь. Потом родственники шутили даже, что, крови испугался. А сейчас чем занимаешься?
Уже в старших классах я принял решение стать следователем. Почему? Много читал и много фильмов смотрел. Мне нравились произведения Конан Дойля о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Неизгладимое впечатление произвел советский телесериал «Следствие ведут знатоки». Мне и сейчас нравится, как воспроизведена в этом сериале аналитическая работа следователя Знаменского и помогающего ему оперативного работника милиции Томина при участии эксперта Кибрит. Я стал фанатом этого фильма. Не поверите, но я его до сих пор смотрю, если его показывают по какому-нибудь каналу! Даже рекомендую его молодым следователям. К сожалению, молодежь уже не знает, кто такие «ЗнаТоКи». Говорят, что это участники передачи «Что? Где? Когда?». Ну, так вот, прочитанное и увиденное привело меня к поступлению на юрфак Тамбовского государственного технического университета после успешного окончания школы.
- Наверное, с медалью?
- Да, с золотой медалью. Еще в школе сдал экзамены и по баллам прошел. Это было летом 1997 года. А после окончания вуза все было просто. Каждый год мы проходили производственную практику. Мне хотелось расследования громких уголовных преступлений. Хотелось изобличать преступников, восстанавливать, так сказать, социальную справедливость. Поэтому я проходил после каждого курса производственную практику у нас в Уваровской межрайонной прокуратуре. На протяжении всех пяти лет обучения. Там же проходил и преддипломную практику.
После окончания вуза меня рекомендовали к научной работе, к поступлению в аспирантуру. Но в это же время поступило и предложение из уже ставшей мне родной межрайонной Уваровской прокуратуры, где появилось две вакансии: помощника прокурора и следователя прокуратуры. В силу всего уже сказанного, конечно, выбрал должность следователя. Это был 2002 год.
- А потом?
- Потом - два года работы следователем в Уварово. Затем работал старшим следователем Тамбовской районной прокуратуры. Оттуда перешел в следователи по особо важным делам прокуратуры Тамбовской области. В моем производстве были уголовные дела, которые относятся к тяжким и особо тяжким преступлениям: убийства, изнасилования. Занимался также и расследованием уголовных дел коррупционной направленности, раскрытием преступлений, подозреваемыми по которым были спецсубъекты: чиновники, депутаты.
- Экономические преступления раскрывать непросто. Знаю случай, когда в один из районных судов Липецка материалы одного такого уголовного дела привезли на «ГАЗели»: кузов грузовика был набит под завязку томами документации. Были ли в вашей практике такие «бумажные дела»?
- Конечно. Мне довелось участвовать в расследовании очень интересного преступления - контрабанды алкогольной продукции. В 2000 году президент страны подписал указ о проведении работы по восстановлению прав государства на товарные знаки известных водок. К этому времени водку под такими брендами выпускали все, кому не лень. Водка как продукт проста в изготовлении: пищевой спирт, вода, сахар. Но иностранному потребителю мало, чтобы на бутылке водки была этикетка известной марки, ему важно место изготовления продукта. Если, допустим, такую водку будут разливать в Германии, и на этикетке водки будет написано «Мade in Germany», то в цивилизованном мире ее мало кто будет пить. Этот продукт интересен на Западе лишь страной происхождения, Россией.
Учитывая, что такой товар нельзя производить никому, кроме уполномоченных федеральных казенных предприятий, группа лиц повторила рецептуру известной водки, назвала ее «Глазурь» и стала вывозить продукт за рубеж, но не в бутылках, а цистернами. «Глазурь», а по сути, водку производили на предприятиях Тамбова, Калининграда и Перми. В танк-контейнерах по железной дороге переправлялась в Латвию. Там «Глазурь» разливали по бутылкам, на которые клеили этикетку известной марки. И писали, что она произведена в России. И в самом деле, это был продукт, которые по всем параметрам соответствовал классическому рецепту водки с таким названием!
Мне было поручено расследование этого уголовного дела. Потом его из Тамбова передали в Генпрокуратуру, и меня прикомандировали в Москву до окончания следствия. По результатам расследования этого уголовного дела директор тамбовского предприятия попал под суд и был приговорен к реальному сроку лишения свободы.
- А были ли в вашем производстве уголовные дела, которые рассматривались присяжными заседателями? Знаю, что следователи не любят такую форму судопроизводства. И, кстати, в июле в Липецке был поставлен своеобразный рекорд: присяжные вынесли вердикты о невиновности подсудимых, обвиненных в убийствах и покушениях на убийство, сразу по трем уголовным делам.
- В моем производстве было уголовное дело об убийстве пенсионерки в одном из городов Тамбовской области. Женщину убили в ее частном доме на глазах психически больной внучки. Возможно, это обстоятельство и спасло девочке жизнь. Женщину убил ее сосед из корыстных побуждений: он просил у нее денег в долг, а та отказала. Преступление было совершено в условиях неочевидности - девочка в силу уже названной причины не смогла его описать, сообщив лишь, что мужчина был в маске. Также на месте преступления не было следов: убийца был в перчатках.
Сосед убитой, грабитель-рецидивист, в поле нашего зрения попал уже в начале расследования. В день совершения преступления этот человек уехал из своего дома. Выяснили, что он уехал в соседний район к своей знакомой. Мы выехали по адресу, опросили подозреваемого. Конечно, он заявил о своей непричастности к преступлению. Но в доме его знакомой мы нашли пропавший из дома потерпевшей магнитофон (родственники пенсионерки предъявили следствию документы на проигрыватель и чек из магазина). Оказалось, что мужчина подарил его дочери своей знакомой. Подозреваемый сообщил на допросе, что за полночь на улице города, в котором было совершено убийство, магнитофон он купил у незнакомого человека. Очень интересным оказался допрос девочки-подростка, которой он подарил магнитофон. Она рассказала, что знакомый ее матери до этого никогда не делал ей подарков, а еще он был необычайно рассеян при игре в карты - мужчина постоянно проигрывал ей в подкидного дурака, чего ранее за ним не наблюдалось.
Прямых доказательств, изобличающих его в убийстве, у нас не было. Но был ряд косвенных, на чем и пытался сыграть ранее неоднократно судимый обвиняемый, выбравший процесс с участием жюри присяжных заседателей. И ему удалось убедить суд в своей невиновности. Все двенадцать проголосовали за вердикт «невиновен». Приговор был обжалован и его отменил Верховный суд. Потом был новый процесс по этому же уголовному делу. И при той же доказательной базе новый состав жюри присяжных заседателей единогласно проголосовал за вердикт «виновен».
- Вы сказали, что в школьном возрасте любили кино. А какой современный сериал, с вашей точки зрения, более-менее реально описывает работу правоохранительных органов?
- Достоверность нынешнего кино о работе тех, кого называют «силовиками», порой очень далека от реальной жизни. Немного что смотрел, но из всего того, что видел, мне понравился сериал «Тайны следствия» с Анной Ковальчук. И это не только мое мнение. За качественно представленное взаимодействие следствия и оперативных сотрудников председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин наградил актеров этого сериала за достоверность.
- Каких компетенций не хватает выпускникам юридических вузов, которые приходят в профессию?
- Очевидно, что опыта. Конечно, у нас есть целый комплекс мероприятий, позволяющих выпускнику юридического вуза пройти школу, которая позволит ему добросовестно выполнять работу следователя. Действует, например, институт общественных помощников - студенты старших курсов юридических факультетов или выпускники на общественных началах познают следственную работу. Студента закрепляют за конкретным следователем - наставником и тот наблюдает за его работой. Так мы решаем два главных вопроса. Первый: насколько человек подходит нам? Второй: сам человек отвечает себе на вопрос: сможет ли он работать в нашей системе? А наш хлеб - не легкий. У следователей СКР - ненормированный рабочий день, работа в выходные, в праздники. Свет в окнах здания, где мы с вами находимся, можно увидеть глубоко за полночь. Эта работа в любом случае - в ущерб личному свободному времени. Многие люди не пришли к нам уже на этапе работы общественным помощником.
Возьмем «киношного» следователя Генпрокуратуры по особо важным делам в исполнении Александра Домогарова из сериала «Марш Турецкого». За все сезоны он не составил ни одного процессуального документа! А работа следователя в первую очередь - это документирование. Документирование всего и вся. Выехал на место происшествия - протокол! Нужно что-то изъять - протокол выемки или изъятия! И так далее. Это «писанина», пусть и творческая, сопровождаемая умением общаться с людьми и умением правильно, верно, практически дословно воспроизводить показания человека, с которым общаешься. Надо много писать - и в чистом поле, и при отрицательных температурах. Порой в суде у меня спрашивали, почему цвет красителя в протоколе осмотра места преступления у вас несколько раз поменялся? Я говорил, а вы на дату следственных действий посмотрите! А там - декабрь или январь. Еще есть строка, при какой погоде составлялся документ. А там - минус 25! Паста в стержнях авторучек банально замерзала.
Чего не хватает еще молодежи? Твердости характера. Общаться приходится ведь не только с людьми, которые хотят рассказать все чистосердечно и откровенно.
- Сколько уголовных дел, которые были в производстве СУ СК России по Липецкой области, возвращается вам прокурором для устранения недостатков следствия?
- Очень незначительное число. Да, такие факты есть, но они единичны. В основном дела возвращаются из-за простых человеческих ошибок - опечаток, описок, неправильно проставленных дат. Я, в том числе связываю это с нагрузкой, которую несет следователь.
- Вадим Михайлович, есть ли некая специфика работы следователя в Липецке по сравнению с Тамбовом?
- Пока не заметил. СУ СК России по Липецкой во всем сопоставимо с СУ СК России по Тамбовской области. За месяц работы я уже увидел, что здесь - совершено работоспособный коллектив. Более того, судя по нашим статистическим показателям, Липецкая область значительно выше середины «комитетской турнирной таблицы». Желаю и в дальнейшем коллективу нашего следственного управления успехов в профессиональной деятельности и, пользуясь случаем, поздравляю всех коллег с Днем сотрудника следственных органов Российской Федерации.

0

0

0

1

0
Комментарии (2)