Здоровье
18047
12.08.2013 18:28

Анатолий Чесноков: «Не надо путать серозный менингит с менингококковой инфекцией»

Главный внештатный специалист -инфекционист области рассказывает, как различаются опасные и легкие формы менингита и что представляла собой инфекционная вспышка этого лета.

Вспышка энтеровирусной инфекции, которая подпортила нам это лето, заставила поволноваться многих жителей Липецкой области. Одна из дополнительных причин волнения людей — волна слухов и домыслов, сопровождающих подъем заболевания. А слухи, как всегда, рождаются из-за недостатка информации. Этот информационный пробел согласился восполнить главный внештатный специалист-инфекционист Управления здравоохранения Липецкой области Анатолий Чесноков. Ему мы и адресовали самые главные вопросы, связанные с «инфекцией лета -2013».

- Анатолий Тихонович, какова сейчас ситуация в Липецке и области с заболеваемостью энтеровирусной инфекцией?

- Об этом я могу судить по количеству больных в Областной инфекционной больнице. Сейчас в палатах больницы находится всего 14 больных с энтеровирусной инфекцией, у всех диагностирован менингит. Из этих больных 11 детей и 3 взрослых. Естественно, это очень небольшое количество, спокойная, штатная ситуация. Пример: за последние сутки к нам поступило всего 3 новых пациента. А во время июньской вспышки мы ежедневно принимали по 30-40 больных. То есть, уже можно уверенно сказать, что волна заболевания активно идет на спад. Среди наших пациентов есть и жители районов, и липчане, но все случаи единичные. В Ельце, например, поступления больных с энтеровирусом уже практически нет.

- Этот инфекционный «взрыв» так напугал людей потому, что в некоторых городах России были зафиксированы случаи детских смертей. Были ли подобные жертвы в Липецкой области?

- Действительно, в начале августа в Липецке умер маленький ребенок, мальчик в возрасте до года. Но он скончался вовсе не от менингита, вызванного энтеровирусом, а от менингококковой инфекции, что совсем другое дело.

- Поясните, пожалуйста, в чем разница.

- Разберемся, что называют менингитом? Это воспаление мозговых оболочек. И оно может быть вызвано разными причинами, различными возбудителями. Менингиты могут быть разными: травматический, туберкулезный, синегнойный, гемофильный, и так далее. В данном случае в Липецкой области активизировался энтеровирус, который имеет такое осложнение — вызывает менингит. При этом замечу, что энтеровирус также может протекать очень разнообразно: то как кишечная инфекция, то как ОРЗ, то с сыпью... А нам «повезло» этим летом с энтеровирусом, который дает воспаление мозговых оболочек. То, с чем мы столкнулись, это серозный менингит. Это заболевание протекает только в средней или легкой форме. Всего несколько дней — и человек оправился. Среди заболевших большинство — дети, такова особенность этого заболевания.

Но есть менингиты другого происхождения, не вирусного, а бактериального. Одно из страшнейших заболеваний этой группы — менингококковая инфекция. Она вызывает гнойный менингит, опасное заболевание, протекающее в тяжелой форме, при котором есть вероятность летального исхода. А самое страшное при этом заболевании — менингококцемия, то есть, воспаление не только мозговых оболочек, но и мозгового вещества. При менингококцемии развивается сепсис, причем настолько молниеносно, что врачи бессильны. Смерть наступает буквально за несколько часов после появления признаков заболевания. И, к сожалению, чаще этот недуг поражает детей.

Малыш в Липецке умер именно из-за такой формы менингита — гнойного, вызванного менингококковой инфекцией. В Ростове-на-Дону ребенок умер от такой же формы.

- По какой причине такое может произойти?

- Медики склоняются к тому, что у некоторых людей бывает изначальная предрасположенность к таким болезням, некая брешь в иммунитете. Менингококковая инфекция — не редкость, у нас в больнице за год бывает несколько десятков таких пациентов и поверьте, не все умирают.

- Что нужно делать, чтобы избежать подобной трагедии?

- Я работаю в этой сфере уже почти 40 лет, поэтому на моем опыте было множество разных инфекционных вспышек. Например, в 79 году в Липецке был страшный, очень опасный грипп, в 90-м году в Добринском районе был сыпной тиф. В 74-75 году в Липецке была холера! Ее привезли из Индии и она начала распространяться на Черноморских курортах, откуда отдыхающие развезли ее по всему СССР.

А в 80-х мы боролись с такой же вспышкой менингита, весь корпус был забит пациентами. Потому что инфекции отличаются цикличностью, ходят с промежутком в 5-7 лет.

И знаете что? Тогда лечить подобные болезни нам было гораздо труднее, чем сейчас, потому что лабораторное оснащение в ту пору было очень слабым. Сейчас мы располагаем потрясающими возможностями диагностики благодаря новому лабораторному оборудованию.

Когда пациент попадает к нам с подозрительными симптомами, мы должны точно определить: есть у человека менингит в данном случае, или нет. А вдруг менингококковая инфекция?!Это можно установить только лабораторным путем. В зависимости от результатов анализов и лечение будет различное. Если мы точно установили, что у больного менингит, мы пропишем ему такие препараты, которые исключат возможность осложнений в будущем (а менингит в этом плане коварен). А уж выявление менингококковой инфекции и вовсе может спасти человеку жизнь.

Чтобы поставить верный диагноз, мы берем пункцию — это аккуратный забор жидкости из пространств между позвонками на спине. Проникать в спинной мозг ради этого, как некоторые ошибочно думают, нам не нужно! Пункция берется из того места, где спинного мозга нет.

Поэтому я бы советовал родителям, которые любят своих детей и хотят им добра, не отказываться от пункции. Эта неизвестность может обернуться дальнейшими осложнениями для больного.

- Сейчас установлен ли точно источник вспышки энтеровируса в Липецкой области?

- При выявлении причин мы установили несколько основных: кто-то заболел после купания в речках или прудах, кто-то — после прямых контактов с больными. Нельзя сбрасывать со счетов и фруктовый сезон. Не все тщательно помыли купленные на рынке фрукты или ягоды, а в такую жару следовало бы.

- Скажите, у всех ли пациентов, которые попали к вам в больницу на волне вспышки этого лета, подтвердился диагноз «энтеровирус»?

- Нет, были и такие, чья тревога оказалась ложной. С момента начала подъема заболевания мы выписали 480 человек и диагноз «энтеровирус» был снят у 73 из них. Из оставшихся 407 пациентов менингит диагностировали у 222 детей и 54 взрослых. Все выписавшиеся ушли домой совершенно здоровыми и без осложнений.

- Анатолий Тихонович, какой опыт почерпнули липецкие медики этим летом?

- Лично я получил ценный опыт того, какие организационные меры следует проводить, чтобы купировать такую вспышку. А врачи помоложе получили другой профессиональный опыт — как лечить такие заболевания. Думаю, даже те, кто не лечил и не болел, получил определенный опыт, благодаря которому мы встретим любую инфекцию вооруженными информацией.  

0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.
Рекомендуем