Из «шпионов» – в чиновники
Уволенного за кражу секретов с работающего на российскую «оборонку» данковского завода «Силан» Владимира Тищенко, способствовавшего cозданию подпольного завода, выпускавшего контрафактную продукцию, взяли в администрацию Липецкой области на должность заместителя начальника отдела управления и развития особых экономических зон, индустриальных парков управления инновационной и промышленной политики.
– Летом 2010 года мне, новому начальнику отдела экономической безопасности завода «Силан», стала поступать информация о том, что наш главный инженер Владимир Тищенко после окончания рабочего дня повадился таскать через проходные предприятия большие сумки, – рассказывает GOROR48 Алексей Пажитных, бывший офицер милиции, работавший в УБОПе регионального УВД. – Это показалось подозрительным. В это же время к нам стали приезжать какие-то люди, которые не были контрагентами «Силана» – они выносили из кабинета Тищенко объемные пакеты. К нам несколько раз приезжал автотранспорт с сырьем для какого-то ООО «Липецкхимпродукт». Когда на завод прибыл автомобиль за нашей продукцией будто бы от партнера «Силана», я не поленился, пристроился за ним на своей машине, проследил маршрут. Грузовик приехал в Липецк на Поперечный проезд, 25. Туда, где и находился этот самый «Липецкхимпродукт».
К этому времени руководство предприятия уже располагало и другой информацией, позволявшей сделать вывод, что главный инженер «Силана», ученый, кандидат технических наук, Почетный химик РФ, сознательно занимается развалом завода или, как говорит без обиняков заводской «безопасник» Пажитных, промышленным шпионажем в пользу фирмы сына.
Во-первых, бухгалтерия завода ежемесячно перечисляла Ростелекому за междугородние телефонные переговоры главного инженера с контрагентами «Силана» по 4-5 тысяч рублей. При этом отношения данковчан и потребителей их продукции почему-то только ухудшались – партнеры начинали покупать продукцию, применяющуюся и в оборонно-промышленном комплексе, у того же «Липецкхипродукта». Выяснилось, что Владимир Тищенко сообщал смежникам ложную информацию о финансово-хозяйственной деятельности завода, на котором он работал с 1978 года.
В-третьих, химики предприятия по просьбе Владимира Тищенко исследовали приносимые им в лабораторию жидкости и выписывали на них паспорта качества с шапкой «Силана». Он же выпросил в производственном цехе несколько метров специальной ткани, использующейся для фильтрования жидких кремнийорганических веществ. А однажды, когда «Силан» купил партию железных бочек у Новолипецкого комбината для хранения и транспортировки продукции, главный инженер, который ездил в Липецк за тарой, велел водителю выгрузить несколько емкостей у ворот «Липецкхимпродукта». Как утверждает руководство завода, под видом металлолома Тищенко вывез в Липецк и несколько единиц оборудования.
Когда улик в отношении Владимира Тищенко набралось вагон и маленькая тележка, у него напрямую спросили о том, есть ли у него своя фирма в Липецке, которая выпускает аналогичную «силановской» продукцию? Тот ответил: «Нет».
(Расчеты для фирмы сына Тищенко-старший делал собственноручно)
Но к весне 2012 года весь состав ИТР «Силана» знал, что в Липецке на Поперечном проезде, 25 сын их главного инженера Юрий Тищенко занимается выпуском аналогичной их заводу по номенклатуре, но не по качеству, продукции. И продукция эта получалась не ахти.
Так, из решения Арбитражного суда Липецкой области от 23 августа 2010 года следует, что питерское ЗАО «ХИМЭКС Лимитед» было недовольно качеством приобретенной за 98 000 рублей в ООО «Липецкхимпродукт» 200 кг жидкости 136-157М (силиконового герметика). Но оказалось, что Юрий Тищенко впарил контрагенту контрафакт, который терял вязкость уже при комнатной температуре. Поскольку «Липецкхимпродукт» товар не заменил и денег по договору не вернул, питерская фирма пошла в суд. Фемида встала на сторону истца.– Поскольку кремнийорганическая продукция «Силана» применяется в оборонно-промышленном комплексе, ее используют даже при сверхвысоких и сверхнизких космических температурах, на коленке в гараже ее не сделать, – говорит начальник производственно-технического отдела «Силана» Вера Сафонова. – Когда мы узнали, что нашу продукцию подпольно выпускает сын нашего главного инженера в Липецке, мы сильно удивились.
Владимир Тищенко был не первым, кого поймали за руку на выносе с предприятия секретных технологий. Говорят, этим грешил и бывший директор «Силана» Александр Клиенков. Заводчане утверждают, что с «силановскими» документами он перебрался в известный своим химпромом Татарстан, где в благодарность от тех, кому натаскал из огня каштанов, получил 4-комнатную квартиру и зарплату в четверть миллиона рублей. Но если Клиенков вышел сухим из воды, то Владимиру Тищенко не повезло: ему указали на дверь в апреле 2012 года. Уходя, главный инженер пытался вывезти десятки пакетов с документами под грифом «коммерческая тайна», для чего подогнал к проходным грузовик (мешки с чертежами и техническими регламентами он перепрятал в помещении заводской АТС). А в июне заводик отца и сына Тищенко закрыло Верхне-Донское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Проверка установила, что с 8 июня 2011 года по 30 июня 2012 года предприятие работало с химикатами 2-4 классов опасности и выпускало продукцию двойного применения (для гражданских и военных целей) без всякой разрешительной документации и лицензий. В производстве использовались, в частности, такие особо опасные вещества как едкий натр и татрахлорид титана. В городскую канализацию сбрасывались н-бутанол, толуол, этицелат и бутицелат, соли серной кислоты, алюмометил-силиконаты натрия, что категорически запрещено законом в связи с их необычайной токсичностью для микроорганизмов Липецкой станции аэрации. Проверяющие пришли к выводу, что за проверяемый период фирма Юрия Тищенко получила от производственной деятельности 6 673 657 рублей дохода.
Материалы проверки попали в прокуратуру Правобережного района, оттуда – в Правобережный районный суд. Уголовный процесс по обвинению Тищенко в незаконном предпринимательстве (п. «б» ч.2 ст. 171 УК РФ) был краток, так как подсудимый полностью признал свою вину и заявил о постановлении приговора в особом порядке, т.е. без исследования доказательств. Хотя санкция данной статьи предусматривает лишение свободы сроком до 10 лет, сын Почетного химика РФ отделался легким испугом – его обязали заплатить 250 000 рублей штрафа.
А вот привлечь Тищенко-старшего к уголовной ответственности по статье 201 УК РФ («злоупотребление полномочиями») за причинение заводу экономического ущерба в особо крупном размере у руководства «Силана» не получилось. В ОМВД РФ «Данковский» удовлетворились ответом ученого мужа, который мы с удовольствием публикуем за его краткостью и абсурдностью полностью (с орфографией и пунктуацией начальника ОЭБиПК майора полиции Сучкова, составившего отказной материал):
То есть показания ученого выглядят так: хотел вынести документы с завода, так как их плохо охраняли, поскольку они нужны заводу для производства. То есть вредитель не он, а руководство завода. А если без шуток, то бывший главный инженер сам признается, что спрятал в помещении АТС документы, которые хотел впоследствии вынести. Такие действия запрещает как Уголовный кодекс, в котором существует статья 158-я, предусматривающая ответственность за кражу, так и Трудовой кодекс РФ, регламентирующий отношения работника с работодателем. Так что напирать на свою интеллектуальную собственность Владимиру Тищенко абсолютно бессмысленно: за свой вклад в производство он получал зарплату.
Отказной материал майор Сучков составил в июле 2012-го. Но что мешало сотрудникам полиции спустя несколько месяцев ознакомиться с приговором суда по Тищенко-младшему, получившему преюдициальное значение? Суд-то уже решил, а директор «Липецкхимпродукта» не оспаривал, что подпольный заводик как раз выпускал продукцию, аналогичную «силановской»! Но данковская полиция, несмотря на то, что прокуратура отменила подготовленный майором Сучковым отказной материал, в ус не дует и к уголовной ответственности Тищенко-старшего не привлекает.
А мы удивляемся, почему у нас спутники падают и ракеты летят куда угодно, но только не в цель. С чего бы им летать и не падать, если отвечающий за «оборонку» вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин не раз уже заявил, что проблема контрафактной продукции губит космическую отрасль, армию, авиацию и флот. А ведь завод «Силан» тоже входит со своей номенклатурой продукции в реестр ОПК России (недавно по оборонному заказу данковчане отправили партию своей смазки для выпускаемых на знаменитом челябинском «Уралвагонзаводе» танки). При товарище Сталине, стань ему известной подобная история, расстреляли бы не только ученого Тищенко, но и всех тех, кто палец о палец не ударил, чтобы такие сюжеты больше не повторялись.
Известно, что во второй раз история повторяется как фарс. Недавно руководители «Силана» вновь встретились со своим бывшим главным инженером, но не в кабинете следователя на очной ставке и не в зале суда. Они встретились с ним в… администрации Липецкой области! Да, Владимир Тищенко выбился в чиновники управление инновационной и промышленной политики и теперь отвечает за наполнение резидентами региональные промзоны и технопарки.
Того, кого на заводе называют вредителем, в госслужащие пригласил нынешний руководитель управления Владимир Лаврентьев. Он, кстати, в середине 00-х являлся членом Совета директоров «Силана». Тогда завод пережил худшие времена в своей истории, и от чиновников администрации Липецкой области было больше вреда, чем пользы. Да и сейчас руководители региона не особо привечают «Силан», который скорее вопреки, чем благодаря действиям органов власти вылез из затяжного кризиса, ввел линейку новых продуктов как для отечественной «оборонки», так для промышленного (силоксановые прокладки для нефтегазовой промышленности) и гражданского (клеи-герметики, лаки, эмали) применения. По крайней мере, с 75-летием завод поздравил лишь лидер ЛДПР Жириновский, а липецкие чиновники сделали вид, что такого предприятия не существует.
Игорь Луговой





Комментарии