Солист Липецкой областной филармонии празднует свое 75-летие.
Солиста Липецкой областной филармонии Анатолия Безденежного называют певцом уникальным. Взять хотя бы его «долгожительство» на большой сцене: накануне своего 75-летия вовсю выступать с оперными ариями — это большая редкость. Оперные певцы обычно после сорока пяти лет норовят уйти нам пенсию: и легкие уже не те, и гибкость связок не та.
У Анатолия же Безденежного в ближайшем будущем — сплошные юбилеи. 15 марта он отмечает свой семьдесят пятый день рождения. В Липецкой филармонии певец работает уже 45-й сезон. А в будущем году можно будет отмечать 60-летие трудовой деятельности.
- Работать я начинал кочегаром паровоза, - вспоминает Анатолий Дмитриевич. - Отец был железнодорожником и я пошел по его пути - закончил училище по профессии слесаря по ремонту паровозов. Довелось поработать и на уборке зерна на целине.
«Сколько себя помню, столько и пою», - просто говорит наше герой и своем призвании. Первые воспоминания Безденежного — о том, как он поет: «Вот мчится тройка почтовая...» Русские песни и романсы он всегда обожал. А в трудное время ими утешался.
Жизнь нашего героя началась трудно. Анатолию Дмитриевичу было всего 4 года, когда его родной Ржев в 1941 году оккупировали немцы.
- Дом наш деревянный сгорел после первого же налета, и мы с мамой скитались по родственникам, - рассказывает Анатолий Дмитриевич. - Я тогда был совсем маленький, но ощущение постоянного страха и тревоги передавалось от взрослых и мне. Голодно было, мама с трудом находила, чем нас накормить. Однажды я увидел: в доме открыто окошко, а на подоконнике стоит повидло. Я тихо взобрался, пальчиком зачерпнул, потом еще и еще, и так все повидло и вылизал. Выскочил немец с пистолетом, схватил меня, ругается. Наверное, так и убил бы меня, четырехлетнего, за то повидло, если бы мама ему в ноги не кинулась. Но немцы не все такие жестокие были. Некоторые нас, детвору голодную, подкармливали своей пайковой едой. А я им пел. И про тройку почтовую, и даже по-немецки немножко пел.
В пятидесятые годы, работая кочегаром, Толя Безденежный отводил душу в железнодорожном хоре, с удовольствием солировал. Наставники в один голос хвалили: богатейший лирический тенор! Талант несомненный.
А Анатолий лучшим в мире считал тенор Сергея Лемешева, слушал его всегда с трепетом. Повезло увидеть кумира «вживую», на концерте в Новосибирске.
- Сергея Лемешева я считаю своим духовным учителем, - говорит Анатолий Безденежный. - На мой взгляд, это идеальный пример настоящего русского человека и гражданина отечества.
Однако к словам своих преподавателей музыки наш герой прислушался и поступил в музыкальное училище. Почти сразу же после получения диплома, пришло и приглашение работать в Липецкой филармонии.
- Липецк меня встретил очень тепло и гостеприимно, город мне понравился, - вспоминает Анатолий Дмитриевич. - Мы с концертмейстером тут же приступили к работе. Это был 1969 год.
Родители Анатолия Дмитриевича до расцвета его славы не дожили, не смогли порадоваться: отец умер в 1950 году, а мама — в 1968.
Талант и упорный труд наконец принесли свои плоды: Анатолий Безденежный стал востребованным и знаменитым артистом не только в Липецкой области.
Благодаря знакомству с режиссером Государственного Центрального концертного зала «Россия» Валерием Жаком, тенору Липецкой филармонии довелось принять участие во многих крупных концертах в Москве. Некоторые из них вполне тянут на историческое событие. Например, серия концертных программ, посвященных Московской Олимпиаде в 1980 году.
- Я пел в одном концерте с Аллой Пугачевой и Валерием Леонтьевым, - вспоминает Безденежный. - Они оба были на взлете своей карьеры, публика сходила с ума при виде этих артистов. С Леонтьевым мы даже жили в одном гостиничном номере в Останкино — прекрасный человек, очень культурный. Но их успех не заставил меня жалеть о выбранном мной пути. Я пел свое: «Вижу чудное приволье...»
На столичном концерте в честь Дня Победы Анатолий исполнил «Смуглянку» вместе с Государственнм симфоническим оркестром. Это было на крупнейшей концертной площадке — в спорткомплексе «Олимпийский».
- Я пел на крыле самолета, на сцене были танки — зрелище впечатляющее. Помню, когда выходил петь, сердце трепетало, хотя от страха сцены я избавился давно, - говорит Анатолий Безденежный.
Заслуг у нашего героя столько, что ему даже посвятили страницу в Интернет-энциклопедии, где перечислены все его достижения: выступал с Государственным эстрадно-симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения, Первым отдельным образцово-показательным духовым оркестром Министерства обороны, Государственным академическим русским народным хором имени Пятницкого, с Государственным духовым оркестром Министерства Культуры РСФСР, с Симфоническим оркестром Московской филармонии в Большом Зале Кремлевского Дворца съездов с ведущими артистами России.
Пел с солистами Большого Театра Оперы и Балета. Выступал со многими знаменитыми артистами, среди которых Зураб Соткилава и Валерий Золотухин. Работал с народным артистом СССР Марисом Лиепой.
Кроме того, Анатолий Безднежный много гастролировал за границей: пел в Польше, Германии, Индии, Китае, Австрии, Италии, Ватикане, где получил от папы Римского большую серебряную медаль.
- В Индии публика принимала нас великолепно, индусы вообще очень гостеприимны, - говорит Анатолий Дмитриевич. - Китай тоже вспоминаю тепло: все улыбаются, причем, улыбки искренние, а не деланные. Нас возили на рыбалку на карповый пруд. Я пел вместе с их популярным оперным певцом, тенором. Он меня все время в шутку называл «Мой великий Карузо». А в Австрии мы с коллегой Валерием Радченко пели в горах, куда поднимались на фуникулере.
В пятницу 15 марта Анатолий Безденежный в честь своего юбилея подарит липецкому зрителю концерт: солист исполнит свои самые коронные номера, а потом примет поздравления и музыкальный подарок от коллег — в программе выступит московское трио «Тенора XXI” века.
Комментарии