РСПП

Сергей Аргентов: «Энергосбытовые компании становятся на сторону потребителя»

Сергей Аргентов: «Энергосбытовые компании становятся на сторону потребителя»

ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» – один из новых членов регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области». В ряды Липецкого РСПП компания была торжественно принята 20 апреля на ежегодном общем собрании. Впрочем, для липецкого бизнеса это далеко не новое лицо. ЛЭСК была образована 11 января 2005 года и с тех пор является крупнейшим поставщиком электроэнергии в Липецкой области.

Генеральный директор ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» Сергей Аргентов рассказал «Частному капиталу» о том, как сегодня развивается энергетика, и какие новшества грядут в законодательстве.  

— Сергей Геннадьевич, энергетика – одна из наиболее монополизированных сфер экономики, а всем известно, что отсутствие конкуренции, как правило, негативно сказывается на клиентах.

— Масштабная реформа энергетики состоялась в 2005 году, и она подразумевала обязательное отделение от монопольной инфраструктуры набора компетенций по работе с клиентами, как раз для того, чтобы в этом секторе появилась конкуренция. При этом всю энергетику — в частности, сеть — невозможно погрузить в конкуренцию. В результате сетевую компанию отделили от сбыта и создали для него конкурентные условия. Сейчас рынок активно развивается: клиенты переходят от одной сбытовой компании в другую, и уже скоро конкуренция в этой сфере будет не хуже чем, к примеру, на рынке сотовой связи. В этих условиях у сбытовых компаний объективно не остаётся никакого иного вектора движения, как становиться на сторону потребителя.

— Как клиенториентированная стратегия реализуется в вашей компании?

— Мы являемся гарантирующим поставщиком, и де-факто пока что остаёмся единственными в этой сфере — вместе с Городской энергосбытовой компанией работаем с 12 тысячами юридических лиц. В количественном выражении практически 99,9% юрлиц на территории Липецкой области покупают электроэнергию у нас, в том числе самые крупные предприятия, за исключением таких, как НЛМК, «Мострансгаз», «Липецкцемент», которые закупают энергию на оптовом рынке. Но, тем не менее, даже не видя риска на ближайшую перспективу в несколько месяцев, а, может быть, и лет, стратегия компании - оставаться на рынке с десяток лет и больше. Мы уже сегодня начинаем предлагать клиентам услугу индивидуальной закупки электроэнергии с оптового рынка, то есть практически это означает уход из-под гарантирующего поставщика. Мы с периодичностью раз в полгода посещаем клиента, и если видим, что ему выгоднее покупать энергию на оптовом рынке, чем у гарантирующего поставщика, предлагаем ему алгоритм индивидуальной закупки с оптового рынка. Кроме того, в особых случаях мы практикуем применение индивидуального графика оплаты. Если клиент платёжеспособный, и мы не видим рисков, что он нам не заплатит в течение месяца, мы даём ему рассрочку платежа, которая иногда даже дешевле, чем потребительский кредит в банке. Не говоря уже о том, что мы постоянно повышаем качество всего спектра консультационных услуг, которые оказываем.

— Электроэнергия — такой ресурс, на котором все постоянно пытаются сэкономить. Наверняка, часть клиентов прибегает к так называемым серым схемам энергоснабжения?

— К сожалению, на сегодняшний день есть даже конкретные факты по так называемым серым схемам, по одному из них материалы уже находятся в прокуратуре. На розничный рынок приходят недобросовестные энергосбытовые компании с небольшим уставным капиталом, которые предлагают клиенту купить для него электроэнергию, хотя сами нигде эту электроэнергию не приобретают. И клиенты с ними заключают договоры, зачастую не разбираясь в сложных правилах закупки на розничном рынке, начинают потреблять энергию. В результате потери либо у нас, либо, что ещё хуже, потому что тяжелее обнаружить, это потери сетевой компании, которые, в конечном счёте, увеличивают тариф для клиентов, потому что за технические потери сетевая компания расплачивается из тарифов, которые формируются для потребителей. — Как же тогда распознать недобросовестного поставщика? — Всегда можно обратиться к нам и поинтересоваться, имеет ли право продажи на территории Липецкой области такая энергосбытовая компания или нет. Можно спросить у этой энергосбытовой компании, где она приобретает электроэнергию, и тогда она либо должна назвать гарантирующего поставщика (и ему можно позвонить и проверить, продаётся ли энергия этой компании по конкретным точкам), либо сказать, что приобретает электроэнергию на оптовом рынке — тогда эта энергосбытовая компания должна быть зарегистрирована на открытом ресурсе ОАО «Администратор торговой системы» в качестве оптового потребителя энергии. Третий вариант — эта энергосбытовая компания приобретает энергию на розничном рынке у производителя, тогда потребитель может позвонить соответствующему производителю и это подтверждение получить. Добавлю, что сегодня в 530-м постановлении Правительства ответственность за все негативные последствия использования серых схем энергоснабжения лежит на потребителе. Хоть мне и кажется, что это неправильно, но клиент сам должен проверять, добросовестный ли партнер заключает с ним договор на поставку электроэнергии. Мы, учитывая сложность правил розницы, вышли с предложением о том, что необходимо снимать с клиента ответственность за мошеннические схемы и перекладывать их на энергосбытовые компании. Сейчас, к сожалению, механизм такой: поймали за мошенничество — ты оплатил столько, сколько потребил за время, когда использовал серые схемы, а наказания как такового нет. Поэтому мы предлагаем накладывать большие штрафы на сбытовые компании, для чего необходимо внести изменения в 530-е постановление. 

— Какие ещё новшества ждут энергопотребителей?

— Уже почти полгода ждем, что будут утверждены новые правила розничного рынка электроэнергии. Сейчас идёт много концептуальных споров в отношении этих правил по трём основным направлениям: развитие конкуренции, расчёты за услуги по передаче с сетевыми компаниями и ретрансляция правил цены оптового рынка в розницу. Кроме того, сегодня многие предлагают избавиться от согласования с органами власти субъекта Федерации сроков и объёмов вывода клиентов из-под гарантирующих поставщиков в другие энергосбытовые компании — мы, кстати, это предложение поддерживаем, хотя сами — гарантирующий поставщик. В части расчёта услуг по передаче основная идея, предложенная в проекте новых правил, состоит в том, чтобы сетевым компаниям услуга по передаче оплачивалась не за фактически переданный объём электроэнергии, а часть — за фактически переданный объём, часть — за максимальную присоединённую мощность. То есть, если клиент когда-то построил предприятие на 1 мегаватт мощности, а теперь у него спад производства, и он потребляет 500 киловатт, то за остававшиеся 500 киловатт он будет платить какую-то сумму (по поводу коэффициента и механизма расчёта идут споры) как за резерв. Мы считаем, что это неправильно. Более того, предлагается механизм безвозмездного отказа клиента от собственной построенной ранее мощности, и тогда к сети подключат кого-то другого. Мы выступаем от лица клиента, поэтому нам непонятно, почему, если клиент инвестировал когда-то в постройку мощностей, он сейчас должен бесплатно от них отказываться. Если уж говорить о каком-то механизме перераспределения мощностей (а сетевые компании постоянно твердят о том, что есть дефицит линий электропередач), то должен быть создан какой-то возмездный механизм перераспределения мощностей — давайте их выкупим и продадим. Сетевые компании через новое постановление правительства пытаются протолкнуть и некие штрафы за превышение мощностей. На самом деле, они уже есть — если клиент превысил заявленную мощность дважды и более раз, то он оплачивает её по фактической или максимальной мощности за весь период потребления электроэнергии. Сейчас сетевые компании предлагают применять штрафной коэффициент 3. То есть превысил один раз максимальную мощность — оплачиваешь весь период превышения с коэффициентом 3. Экономическая обоснованность этого коэффициента непонятна.

— В Липецкое РСПП вы вступили, чтобы обращать внимание на все эти проблемные вопросы и пытаться их решать?

— Вступая в региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области», мы преследовали две цели. Во-первых, в связи со своими стратегическими планами мы хотели получить площадку для общения, чтобы лучше понимать потребности клиентов и доносить до них суть наших действий. Вторая цель — помогать и клиентам как-то воздействовать через РСПП как через большую общественную организацию на правила рынка, доносить своё мнение до федеральной власти, занимающейся регулированием законодательства.

— И последний вопрос. Сейчас очень актуальна тема энергосбережения. Что делает ЛЭСК в этом направлении?

— Энергосбережением мы занимаемся и в собственной компании, и предлагаем наши разработки клиентам. ЛЭСК — это 18 офисов, которые имеются в каждом муниципальном районе, и через себя мы пропустили всю ту процедуру, которую предлагаем сейчас клиентам — это энергоаудит, получение паспортов энергоэффективности, замена освещения, отопительных приборов, усиление изоляции. Кстати, для бюджетных учреждений даже законодательно предусмотрена норма снижения энергопотребления на 3% в год. Что касается наших клиентов — сегодня мы практически готовы предоставлять им услугу энергоаудита. Кроме того, сейчас мы привлекаем сотрудников Липецкого государственного технического университета для того, чтобы представлять новейшие разработки в области энергоэффективности, которые могут быть интересны для предприятий крупных холдингов — это касается и электроприводов, и каких-то сложных систем освещения. Ну а самую большую энергоэффективность клиент может получить, выбрав себе правильную схему закупок — это мероприятие уже поставлено нами на поток и даёт до 10% экономии.

- Но вам же напрямую это невыгодно – упадут объемы продаж.

- Согласился бы с этим, если бы мы жили только сегодняшним днем. Но еще раз подчеркну - мы смотрим в будущее. Только те энергосбытовые компании, которые будут клиенториентированы и прозрачны, которые будут помогать клиенту экономить на электричестве, выживут в новых конкурентных условиях. Это важно для нас стратегически.