Общественный совет УФАС обсудил состояние конкуренции в Российской Федерации

Общественный совет УФАС обсудил состояние конкуренции в Российской Федерации

23 сентября состоялось очередное заседание Общественного совета при Липецком УФАС России. Пленарное заседание вступительным словом открыла председатель Общественного совета при Липецком УФАС России, заместитель председателя правления – исполнительный директор СППЛО – Ольга Митрохина. 

О состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2019 году рассказала руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области. Ирина Поткина. 

По словам Ирины Поткиной, реализация Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы являлась основной  задачей на 2019 год. В Липецкой области были достигнуты высокие промежуточные результаты по ключевым показателям Национального плана: 

- в 3 раза по сравнению с 2017 годом снизилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления (при плановом показателе к 2020 году – в 2 раза);  

- в 1,4 раза по сравнению с 2017 годом выросла доля закупок, участниками которых являются только СМП и СОНКО (при плановом показателе к 2020 году – в 2 раза), при этом Липецкая область обеспечила в 2019 году наибольшую среди российских регионов долю закупок у МСП – более 75 %. 

Ирина Поткина рассказала, что, начиная с 2014 года, Федеральная антимонопольная служба проводит работу по обобщению лучшей практики принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления актов и осуществления действий, направленных на развитие конкуренции – «Белая книга проконкурентных региональных практик».  

Так, по итогам 2019 года Липецкая область была включена в раздел «Белой книги» Лучшие практики реализации Национального плана развития конкуренции и перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 5 апреля 2018 года в связи с достижением в данный период указанных выше результатов и своевременным исполнением Перечня поручений (распоряжением Главы Администрации Липецкой области от 07.11.2019 № 697-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Липецкой области). 

Наряду с лучшими практиками обобщается опыт худших практик, имеющих антиконкурентный характер – «Черная книга антиконкурентных региональных практик». Стоит отметить, что по итогам 2019 года Липецкая область в вышеуказанной книге не упоминается. 

В органах государственной власти и местного самоуправления внедрена система антимонопольного комплаенса, позволяющая устранить риски негативных последствий, связанных с антимонопольными нарушениями. 

Ирина Поткнина сообщила, что в Липецкой области реализованы проекты, способствующие развитию экономического потенциала и формированию благоприятного предпринимательского климата в регионе, такие как: 

«Сокращение времени приема документов на получение услуги «Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество» (ОБУ «УМФЦ Липецкой области»). 

«Сокращение времени приема деклараций» (ОБУ «Центр кадастровой оценки»). 

«Уведомление арендаторов» (Управление имущественных и земельных отношений. 

Об антиконкурентных соглашениях в регионе рассказала заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Татьяна Беккер.     

Антиконкурентные соглашения — это сговор, договоренности, заключенные в письменной или устной форме между органами власти и хозяйствующими субъектами, либо между самими хозяйствующими субъектами, направленные на ограничение конкуренции и приводящие к нарушению принципа добросовестного соперничества. Такие соглашения несут повышенную общественную опасность, вредны и опасны для экономики. 

Татьяна Беккер отметила, что наиболее опасны картельные соглашения (соглашения между хозяйствующими субъектами- конкурентами), на которые законодателем наложен безусловный запрет. 

Их реализация ведет к монополизации рынка, что в свою очередь, приводит к установлению участниками соглашения условий обращения товара на рынке не исходя из рыночных механизмов, а исходя из цели максимизации своей прибыли. 

Последствием действия картеля может быть искусственный рост цен, отсутствие новых, более качественных товаров, меньший выбор товаров, отсутствие у хозяйствующих субъектов мотивов для развития, инноваций, повышения эффективности, недопущение на рынок новых игроков, стагнация рынка. 

Члены совета приняли активное участие в обсуждении вопросов, которые возникали в ходе заседания. Ольга Митрохина поблагодарила участников обсуждения, отметив, что диалог в современных реалиях между УФАС по Липецкой области и бизнес - сообществом крайне важен и необходим.