Культура
9477
25.04.2012 17:26

Портрет в обмен на сок, пирог, печенья и сканворд

На худграфе ЛГПУ сегодня шёл «Натуральный обмен».

Загрузка плеера
Сегодня в Липецке побывал Воронежский портретист Сергей Баловин со своим проектом «Натуральный обмен». Вот уже 3-й год 27-летний Сергей Баловин живёт в Китае. Не так давно телеканал «Моя планета» рассказал о художнике как об одном из заметных явлений в Шанхае, где, кстати, сегодня живут порядка 2,5 тысячи русских. Дружба с китайским народом началась в стенах ВГПУ, где Сергей Баловин преподавал живопись иностранным студентам. Одному из китайцев Сергей помог организовать выставку в Воронежском музее изобразительных искусств, за что ему была обещана ответная услуга. Но за 4 дня до вылета в поднебесную Баловин узнал, что помощи от выставлявшегося в Воронеже китайского художника ему не светит. Но всё равно китайское гостеприимство не подвело — родственники его студентов всячески помогали ему с организацией выставки в Китае. Одно но — 70 акварелей, которые Сергей захватил с собой, сразу «забраковали», требуя понятные простому народу пейзажи маслом, деревья, российские осень и зиму. В результате выставку пришлось делать на месте с нуля — потребовалось за месяц написать 60 картин маслом. Художник работал по 12-14 часов в день, но всё-таки справился с поставленной задачей — за 1,5 месяца накопилось около 100 холстов. Порой приходилось наступать на горло собственной песне — переделывать китайский дом в русский, дорисовывать влюблённую пару на уже готовой картине. Первая выставка должна была продлиться 3 дня, но уже к концу второго работ не осталось — прочти всю экспозицию раскупили, причём один человек приобрёл сразу 52 картины. Второй коммерческий проект оказался столь же успешен, а вот третий, который Баловин организовывал уже без помощи китайских друзей, провалился. В результате художник остался практически без средств к существованию — в ближайшем будущем могло стать нечем платить за аренду квартиры. Представители русской общины предложили ему организовывать встречи русского клуба, и брать с членов в небольшие символические взносы, которые пошли бы на аренду жилья. Второй спасительной идеей стало решение выложить в интернете предложение устроить «Натуральный обмен». Оно родилось как-то само собой — сначала в обмен на мольберт Сергей нарисовал свою соседку. Потом дошло до других важных в быту предметов — утюга, посуды. Теперь список желаний каждый раз разный — например, в Санкт-Петербурге портреты меняли на одежду, в результате пополнить гардероб Баловина вызвались около 300 человек — на целый бутик хватило бы, только футболок принесли штук 16. После этого портреты несколько раз меняли на билеты — до Черногории, из Санкт-Петербурга в Москву. Самым необычным за всю историю стал обмен на... барабанную установку, которую доставили на грузовике, — её художник передарил другу. В Липецке получить потрет можно было в обмен на обед. Первой моделью стал пятикурсник худграфа ЛГПУ Иван Крутин: парень выменял портрет на банку пива и шоколадку. А ещё художнику принесли пирог, печенье, сок, варенье и даже журнал со сканвордами — ведь Баловин всё время в дороге. Причём ценность того, на что меняли портрет, на старание художника в процессе работы никак не влияло. — Оба портрета мне понравились, но я бы такую жизнь для себя не выбрал, — признался GOROD48 позировавший Баловину Иван Крутин. — Наверное, я человек другого склада, не склонный на авантюры, мне хочется какой-то устроенности. Но я восхищаюсь этим человеком! Сергей Баловин — очень смелый, и уже поэтому, достоин уважения. А скорость его работы на качество портретов никак не влияет — наоборот, оно позволяет изображению оставаться живым, а взгляду художника — незамыленным, незамусоленным. В таких живых работах гораздо больше реалистичности, чем в тех, которые пишут часами. Сергей Баловин говорит, что по-новому свежо смотреть на жизнь его научил кризис. Сегодня он пишет мемуары и реализует сразу несколько интересных проектов. Помимо «Натурального обмена», есть проект «Эвтаназия» — 33 не купленных в Китае пейзажа он решил уничтожить, записывая их работами по мотивам творчества современных авторов 20 века. Сергей категорически не согласен с тем, что в России во главу угла ставят передвижничество и импрессионизм, а о новых веяниях в искусстве как-то забывают. В результате молодые художники зачастую остаются не у дел и уходят в дизайнеры и создатели компьютерных игр. Делать пародии-закраски, кстати, тоже не просто — только для фона приходится нанести 2-3 слоя. Поэтому и ценники переписывает с юаней на евро. Ещё одна идея — кругосветное путешествие: потенциальные принимающие стороны и маршрут подбираются последние полгода. Хотя Сергей и говорит, что уже с мая намерен практически полностью отказаться от использования денег, в то же время признаётся, что неслучайно в ходе проекта «Натуральный обмен» пишет только портреты — чтобы не упала планка цен на другие его работы. Каждое лицо остаётся в истории — портреты пишутся в 2 экземплярах, один из которых попадает в коллекцию художника — так накопилось уже около 1000 лиц со всего мира. Часть из них уже показали в Новосибирске, завесив портретами и фотографиями всевозможных подарков 12-метровую стену. Ещё одну монументальную графическую инсталляцию Баловин собирается сделать после кругосветного путешествия. На особую художественную ценность портреты Баловина не претендуют — сам Сергей называет их скорее набросками, этюдами, и говорит, что рисует достаточно быстро и посредственно. — Мной критики не занимаются, — признаётся Сергей Баловин. — Обо мне не пишут в профессиональных художественных изданиях, зато пишут в «Комсомольской правде», в «Московском комсомольце» и так далее. Потому что проект этот народный — он понятен простым людям, которые не искушены какими-то концептуальными знаниями. И о нём проще говорить, чем о современном искусстве: вот портрет — вот еда. Я всегда стараюсь сделать портреты похожими на людей. Но человек, который приходит на проект, всё равно понимает, что это больше шутка, игра, и тут как повезёт. Вступать в Союз художников России Баловин тоже не собирается — мастерская у него уже есть. Зато ему близок арт-проект «Война» — по мнению Баловина, пиар — это необходимая составляющая творчества, поскольку любое творчество — это всегда обращение к людям, к народу, и искусство изначально предполагает взаимодействие со зрителем, иначе это просто работа в стол, и никто эти картины не увидит, и они ничего не донесут до людей. Написать за день до 20 портретов и придумать такой яркий пиар-ход далеко не каждому под силу. Моделям Баловина результат очень нравится: от своего портрета ещё ни разу никто не отказался. А вот «расплачивались» не всегда: как уверяет Баловин, известные на всю страну блоггеры Илья Варламов и Рустем Адагамов пообещал ему посты в обмен на портрет, но ссылок на соответствующие странички в «ЖЖ» Сергей так и не дождался. Баловин рисовал и других известных людей — например, Панкратова.
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.