Экономика
6754
01.09.2017 12:35

Единая платежка: бег на месте

Идея создания в регионе единого информационно-расчетного центра плавно перемещается в 2018 год

В сентябре в Липецкой области должна была состоятся жилищно-коммунальная реформа: планировалось начать сбор средств с населения за все услуги сферы ЖКХ по единой платежке, напечатанной для жителей региона в едином информационно-расчетном центре. Идею громко анонсировали, но все закончилось пшиком: в областном управлении ЖКХ GOROD48 сообщили, что эти идеи плавно перемещаются в 2018 год.

Областные чиновники говорят о том, что ждут новых законов, которые будут приняты Госдумой. Этой осенью депутатам нижней палаты предстоит обсудить пакет законопроектов, связанных со сферой ЖКХ: Минстрой внес на рассмотрение парламентариев предложение создать общероссийскую государственную информационную систему (ГИС) ЖКХ, а в регионах - единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) и единые платежные документы (ЕПД) для населения. По замыслу идеи очередной реформы, у любого россиянина появится возможность обнаружить на портале ГИС ЖКХ сведения о всех начисленных ему коммунальных платежах, рассчитаться за которые он сможет по единой платежке, напечатанной в ЕИРЦ того региона, в котором он проживает. Но благая на первый взгляд идея может вылезти для граждан боком, ведь Минстрой желает равномерно распределять платежи населения между всеми поставщиками услуг.

А теперь представьте, как это может выглядеть на практике. У вас - пять тысяч рублей. Вы оплачиваете «коммуналку» через ГИС ЖКХ, но не готовы заплатить, скажем, за стационарный телефон - ну, не срок! Однако ваш платеж «умная система» равномерно размазала, как манную кашу по тарелке, по всем поставщикам услуг. И что в результате? Да, равномерность: и за телефон ГИС ЖКХ заплатил, и другим ресурсникам денежки перечислил. Ну, подумаешь, недополучила «Квадра» какой-то рубль, а ЛГЭК - копеечку! Главное ведь другое - равномерность! Каждой сестре, так сказать, по серьге.

В итоге многие липчане автоматом станут недобросовестными плательщиками, поскольку в Минстрое не подумали о том, что жильцы в силу неких причин не желают оплачивать тот или иной товар (у нас же сейчас все товар: вода, электроэнергия, тепло, канализация, газ). Например, если у них вызывают вопросы как суммы начисленных платежей, так и их качество. Гражданин хотел бы сначала разобраться в непонятных ему счетах, а потом заплатить, но авторы идеи уже разбросали по разным организациям его средства, которые он заплатил по единому штрих-коду.

Но в регионе вовсю готовятся к внедрению единой платежки и единого информационно-расчетного центра.

- Такая задача перед нами стоит. Считаю, что единая платежка должна быть - это удобно для потребителя, в первую очередь. В Воронеже и Белгороде они уже в наличии. Но у нас, скорее всего, ЕИРЦ будет создан не в этом, а в следующем году. Тогда же, очевидно, появятся и единые платежные документы, - сообщили GOROD48 в областном управлении ЖКХ.

e310a8f0a4b3de2949aabbd5c91f43b5.JPG
единая платежка в исполнении МУП «РВЦЛ» в июне 2016 года
Почему же Липецк неожиданно отстал от федерального тренда, если в других делах наш регион часто бежит впереди паровоза? Собеседник GOROD48 в областном управлении ЖКХ отвечает на этот вопрос так: у нас пока некому заниматься этой деятельностью. Так, некогда планировавшийся как будущий ЕИРЦ липецкий МУП «РВЦЛ» так и не стал ОГУПом, так как давно потерял всех крупных клиентов в лице «Квадры», «Газпром межрегионгаза Липецк», ГЭСКа, ЛЭСКа и даже ЛГЭКа. Гонцы от столичных крупных государственных холдингов, желающих печатать платежки для липчан, пока возвращаются в Москву, и ни гу-гу. К тому же в Липецке все хорошо помнят историю эпохи Михаила Гулевского, когда МУП «РВЦЛ» перестал указывать в квитанциях расшифровки сумм, а сами платежки разнес липчанам с опозданием. Чтобы успеть передать показания счетчиков до 25 числа, люди вынуждены были до обмороков стоять в очередях, после чего председателю департамента ЖКХ мэрии пришлось публично извиняться перед горожанами.

Очевидно, в регионе боятся оскандалиться с созданием ЕИРЦ, как это недавно случилось с введением единой транспортной карты. К тому же велик риск повторения в Липецке крымской истории, где новаторскую систему сбора коммунальных платежей внедряют с прошлого года по схеме, которую хотели ввести в нашей области. Там, в Крыму, местные власти создали свой ЕИРЦ, который смешал все коммунальные платежи на листе бумаги формата А4. Суммы, впечатанные в единую квитанцию, повергли севастопольцев в шок, ведь в должниках оказались все добросовестные плательщики. В ответ власти заявили о том, что только учатся работать по-новому, при этом не допуская исправления сумм!

Между тем в Крыму, также как пять лет назад в Липецке, вслед за рассерженными людьми возмутились и ресурсоснабжающие организации, которых пытались заставить платить за услуги расчетного центра 3,5% от каждого начисленного платежа. Возник вопрос, кто должен платить эти деньги никому ненужному расчетному центру: поставщики услуг или крымчане? В итоге в Крыму единая квитанция умерла сразу же после рождения.

А вот на Урале единая платежка появилась этим летом. И тут же разрыв между потребленными по счетчикам ресурсами и выставленными платежами у жильцов многоквартирных домов составил от 400 рублей до нескольких тысяч. Естественно, не в пользу потребителей. Теперь Роспотребнадзор и Государственная жилищная инспекция Ижевска пытаются успокоить разгневанных людей и усмирить взбесившиеся суммы в единой платежке.

А вот в Пермском крае с организацией, занимавшейся разработкой программного обеспечения для региональной информационной системы ЖКХ, теперь разбирается ФСБ: ООО «Единый расчетный центр» Перми неожиданно обанкротился, задолжав поставщикам услуг больше 60 миллионов рублей. Опыт соседней Тамбовской области показывает, что информационно-расчетные центры - поле деятельности для жуликов и воров. Так, руководство МУП «ТамбовИнвестСервис», посредника между тамбовчанами и «Квадрой», подозревается в хищении 818 млн рублей. При этом долг «ТамбовИнвестСервиса» «Квадре» превысил миллиард рублей, и это при том, что 95% тамбовчан исправно перечисляли предприятию-посреднику деньги за тепло и горячую воду.

Риски создания единого информационно-расчетные центра велики еще и потому, что любой посредник - всегда дополнительное звено в передаче информации, риск ошибок, налог на жителей в виде содержания еще одного управленческого аппарата. Оплачивать «косяки» липчанам придется из своего кошелька, которые и без того худы - по данным Росстата, треть своих доходов жители области и без того тратят на оплату коммунальных услуг.
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.