Пиву объявят полусухой закон
Пиво предлагают выпускать только в емкостях 0,33 литра.
Переход на тару 0,33 литра обойдётся липецким пивоварам в 1,5 миллиона евро.
GOROD48//Бизнес выяснил, чем может обернуться принятие этого закона для липецких пивоваров.
Как рассказал генеральный директор ЗАО «Липецкпиво» Вячеслав Марков, предлагаемые нововведения заметно скажутся на цене продукции: только доля налогов в стоимости 1 литра напитка вырастет с 10 рублей 7 копеек до 12 рублей 40 копеек. К подорожанию приведут и регулярно растущие цены на сырьё, накрутки оптовиков и розничных дистрибьюторов – в итоге повышение стоимости бутылки на прилавке окажется ещё существеннее. И от этого пить «пенное» тоже должны стать меньше – считают инициаторы проекта.
Если пиво приравняют к алкоголю – его запретят продавать в ларьках, палатках и киосках и повсеместно в ночное время. Спад продаж, скорее всего, приведёт к еще одному подорожанию. При самом пессимистичном сценарии развития событий – при снижении реализации на 40% завод ЗАО «Липецкпиво» будет работать всего 4-5 месяцев в году.
Но самым ощутимым ударом по производителям может оказаться предлагаемое ограничение тары объёмом 0,33 л. Размер имеет большое значение: сейчас пиво в такие ёмкости в России практически не разливают: только в стеклянные и пластиковые бутылки по 0,5 литра и пластиковую ПЭТ-упаковку по 1,5 и 2,5 литра. Переоснащение производственных линий липецким пивоварам влетит в копеечку: по словам Вячеслава Маркова, из 4 существующих на предприятии линий только на трёх оборудование можно подвергнуть реконструкции, но она будет очень длительной и дорогостоящей. Переоснащение каждой линии обойдётся примерно в 500 тысяч евро, а технологические изменения на трёх линиях – в 1,5 миллиона евро!
Самым распространённым у российских потребителей объёмом называют ПЭТ-упаковку в 1,5 литра. Переход на меньшую тару – это снижение конечных объёмов производства. Так, сейчас «Липецкпиво» разливает примерно 26-27 миллионов 1,5 литровых бутылок в год и 15-16 миллионов 2,5-литровых. В таре 0,5 литра завод способен выпускать от 10 до 20 миллионов литров в год. В 0,33 литра – ещё меньше.
Несмотря на то, что поправки к федеральному закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые внесла в правительство Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), ещё в стадии проработки, представители рынка не исключают, что столь жёсткие пивные ограничения могут быть приняты.
Возможности противодействия со стороны представителей отрасли практически не видят. 5 лет назад Союзом пивоваров был принят «Кодекс чести пивоваров», на прошедшем недавно слёте – новый кодекс по коммуникации, создан наблюдательный совет, но всё это касается взаимоотношений внутри отрасли, улаживания споров между крупными и региональными игроками пивного рынка. Как-то существенно повлиять на госполитику у профессионального сообщества пока не получается. Не помогает даже такой весомый аргумент, как оглядка на западные страны, где пиво считается не алкоголем, а продуктом брожения.
– Если будет принят этот закон, стабильно выплачивающая налоги пивоваренная отрасль начнёт снижать отчисления в бюджеты различных уровней, – уверен генеральный директор ЗАО «Липецкпиво» Вячеслав Марков. – Уже сейчас мелкие и средние пивоваренные заводы находятся в стадии стагнации и имеют нулевой прирост. Очередной удар по пивоваренной отрасли нанесли в январе этого года, когда ставку акцизов на пиво подняли в 3 раза. Пивовары оказались к этому попросту не готовы, так как отгружали свою продукцию по декабрьским ценам, а налоги платили уже по новым.
По словам Вячеслава Маркова, вводя ограничения в пивоваренной отрасли, в нашей стране пытаются косвенно поддержать и спасти ликероводочную отрасль, которую задушила волна фальсификата. Хотя именно пивоваренная стабильно и прозрачно платит налоги и не выпускает фальсификата – в отличие от крепкого алкоголя, пиво почти невозможно подделать, да и заниматься этим невыгодно в связи с относительно низкой ценой продукции. Так что очередная антипивная кампания такая же косвенная поддержка производителей ликероводочной продукции, как растущие таможенные пошлины на иномарки для отечественного автопрома.
Мария КОБЗЕВА.
Комментарии