Общество
4613
19.02.2010 13:31

Орден Мужества за жесткую посадку

Пилот Су-25, посадивший самолет без шасси, представлен к ордену Мужества

15 декабря 2009 года самолет Су-25 тридцать одну минуту кружил над липецким военным аэродромом. 26-летний пилот, старший лейтенант Алексей Хакбердыев сделал 11 попыток выпустить правое шасси. Но машина не слушалась. Тогда командир экипажа Су-25 принял решение сажать штурмовик на брюхо.

Спустя 2 месяца пилот штурмовика Су-25 Алексей Хакбердыев рассказал GOROD48, как это произошло. 

- 15 декабря на военном аэродроме проходили обычные плановые полеты, - вспоминает Алексей Хакбердыев. После тренажа на авиационной технике, я получил предполетное указание от командира. Принял технику, осмотрел машину, никаких замечаний не было. Я взлетел, пришел на полигон, выполнил маневры, совершил отход с полигона на аэродром. После выхода на посадочный курс стал выпускать шасси, приборы показали, что правое шасси не вышло. Об этом я доложил руководителю полетов и получил от него команду выполнить проход над стартом. Пройдя над стартом, получил с земли информацию о невыходе правого шасси. Затем выполнил проход по кругу, попробовал повторно выпустить шасси основным способом. Затем попытался выпустить шасси аварийно, но оно снова не вышло. Потом произвел еще несколько заходов, совершил 11 попыток выпустить шасси основным способом, не считая аварийных, после выработки топлива выполнил расчет на посадку. Попытки выпустить шасси, кружение над аэродромом заняли 31 минуту. Перед посадкой выключил двигатель, после касания взлетно-посадочной полосы выпустил тормозные парашюты, обесточил самолет и посадил машину. Посадка на грунтовую полосу проходила практически также как и при наличии всех шасси, без особой тряски, так как машина тяжелая. Все прошло штатно. Правда сложность заключалась в том, что полеты и посадка проходили в 28-градусной мороз, в сумерках. Завершилась посадка в 18.40, а в декабре в это время уже темно как ночью. Испытывал ли страх? Нет, не испытывал, больше думал о тех кто на земле, сослуживцах. Я мог катапультироваться, что предусмотрено инструкциями. Но командир экипажа сам принимает решение в подобных ситуациях, и я решил самолет сажать. В случае катапультирования самолет бы разбился и тогда никто не выяснил бы – почему шасси не вышло. А это важно.

Рассказывает об аварийной посадке Алексей Хакбердыев спокойно и буднично, будто такое происходит часто, хотя, по его признанию, и по рассказам других летчиков авиацентра, посадка без шасси, даже одного, явление в авиации очень редкое, случающееся раз в много лет и считающаяся подвигом. Хотя, может у Хакбердыева это семейное? Его отец, полковник Владимир Хакбердыев аварийно сажал те же Су-25, или «Грачи», как их называют летчики, дважды – в 1997 и 2004 годах. 

- После посадки я позвонил домой, - рассказывает Алексей Хакбердыев. – Ни мама, ни отец о случившемся не знали, но я все равно первым делом сказал, что жив и здоров, у меня все хорошо, а уже затем сообщил отцу, что посадил самолет без правого шасси. Потом мы с ним разбирали мой случай, и он отметил, что я действовал правильно.

Первый раз Владимир Хакбердыев посадил Су-25 на «брюхо» в Забайкалье. Второй раз в Ахтубинске, где группа специалистов липецкого авиацентра проводила серию летных экспериментов. 

В Ахтубинске у Су-25 полковника Владимиром Хакбердыевым, не вышла передняя стойка шасси. Летчик предпринял 12 попыток исправить положение, но все они оказались безуспешными. 

В подобных случаях по инструкции летчику предписывается выполнить посадку на запасную грунтовую взлетно-посадочную полосу без выпуска шасси. Ситуация была сложная, из-за распутицы грунтовая полоса не была готова к эксплуатации. Оставалось два варианта: или сажать самолет на бетонку, или катапультироваться.

Хакбердыев выбрал первый вариант. Выработав топливо, он после касания с бетонкой выключил двигатели и выполнил пробег на основных колесах. Когда скорость упала до 140 километров в час и носовая часть самолета стала опускаться, пилот выпустил тормозной парашют. «Пропахав» носом около 300 метров, штурмовик остановился, получив незначительные повреждения. Это был первый подобный случай в ВВС России. За него Владимир Хакбердыев был удостоен Ордена Мужества. Теперь за такой же подвиг к Ордену Мужества представлен и Хакбердыев-младший.

Случаи нештатной посадки Су-25 Хакбердыева-старшего часто разбирался в семье, еще когда Алексей был мальчишкой. Он, как и многие дети военных, делил с отцом все тяготы службы, переезды из одного гарнизона в другой. Еще ребенком «служил» вместе с отцом в Западной группе войск, в Германии. Потом были переезды на Дальний Восток, затем в Польшу. Жили в Подмосковье, школу оканчивал Алексей Хакбердыев в Забайкалье, на ставшей недавно скандально-знаменитой на всю страну станции Степь, где военный городок в сорокаградусный мороз остался без тепла. 

Потом отец Алексея Владимир Хакбердыев получил назначение в Липецкий авиацентр. Алексей Хакбердыев поступил в Краснодарское летное училище, окончил его и в 2007 году и стал служить старшим летчиком инструктором. Штурмовик Су-25 он освоил еще в училище где уже имел налет в 200 часов. В Липецком авиацентре сегодня летает вся молодежь, керосина и самолетов хватает. Поступает и новая боевая техника, в Липецке уже стоят «на крыле» самолеты 4-го поколения Су-34, на днях прибыл учебно-боевой Як-130, и вскоре поступят еще несколько таких самолетов на которых липецкие летчики будут оттачивать летное мастерство уже для полетов на боевых комплексах 5-го поколения. Как известно, первые новейшие российские истребители пятого поколения Т-50 заступят на боевое дежурство именно в Липецком авиацентре.

Никита Воробьев

0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.