Общество
2292
15.02.2010 11:52

Каждый второй осужденный в Липецкой области признал свою вину еще до начала суда

Об этом на пресс-конференции для липецких СМИ сообщил председатель Липецкого областного суда Иван Марков.

По приговорам судов Липецкой области в места лишения свободы в прошлом году попало всего 33 процента от общего числа осужденных по уголовным делам. Этот факт, по мнению председателя Липецкого областного суда Ивана Маркова, свидетельствует об адекватных оценках судейским сообществом совершенным преступлениям. В то же время суды региона оправдали по предъявленным обвинениям всего 78 человек, или 1,7% от общего числа осужденных (показатель оправдательных приговоров в среднем по России составляет 2,4%). Так можно ли назвать суды Липецкой области гуманными? 

Отвечая на этот вопрос, Иван Марков привел данные, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что судьи региона отнюдь не жаждут крови подсудимых. Так, например, в отношении 141 человека мировые судьи прекратили уголовные дела по реабилитирующим основаниям. Суд прекратил рассмотрение уголовных дел в отношении еще 1559 лиц, которые делами подтвердили свое раскаяние и примирились с потерпевшими. Кроме того, 3428 уголовных дел суды рассмотрели в особом порядке. Т.е. каждый второй осужденный еще до суда признал свою вину, рассчитывая на более мягкое наказание. 

Из анализа рассмотрения уголовных дел следует, что в Липецкой области по-прежнему высоким остается число лиц, лишенных свободы за корыстные преступления. Так, осужденные за кражи, грабежи, разбои, мошенничества и вымогательства составили по итогам прошлого года 45% от общего числа тех, кто по приговору суда попал в колонии и тюрьмы. Число осужденных за насильственные преступления – убийства, изнасилования, умышленное причинение вреда здоровью – осталось на уровне прошлого года (9,3%). Каждый десятый в регионе судим за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков (их количество растет из года в год). 

– Мы не говорим о гуманном отношении к рецидивистам или тем, кто совершает тяжкие или особо тяжкие преступления, – сказал Иван Марков. – Но у судей, в отличие от правоохранительных органов, нет «палочной» системы. Мы не гонимся за какими-то показателями, а подходим к решению участи каждого подсудимого с учетом всех факторов, имевших отношение к совершенному им преступлению. Те, кто впервые совершил уголовно наказуемый проступок, кто деятельно раскаялся, кто примирился с обиженным им человеком, кто возместил причиненный ущерб еще на досудебной стадии, имеют право на снисхождение. 

Гуманизация правосудия особенно активно происходит в сфере так называемых ювенальных технологий. Например, в 2009 году в регионе было рассмотрено 383 уголовных дела в отношении 454 несовершеннолетних. По каждому такому уголовному делу суд тщательно исследовал условия жизни и воспитания подростков, выяснял возможность исправления без назначения наказания, разрабатывал меры индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с целью исключения совершения несовершеннолетними новых правонарушений. В итоге осуждено было 197 юношей и девушек, из них к реальному лишению свободы – всего 44 подростка, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Остальные подсудимые примирились с потерпевшими, загладили причиненный вред. 

– Семейные ценности – главные ценности, – так резюмировал деятельность своих подчиненных Иван Марков. 

По его словам, именно суды сыграли свою роль в том, что в прошлом году в регионе наметилась тенденция по сокращению числа разводов. Иван Марков подчеркнул, что суды – «не бракоразводные дома», и сегодня судьям дана «психологическая установка» убеждать супругов сохранить семью. Так, судами области было рассмотрено 5600 дел о расторжении брака, но фактически узы Гименея разорвали 4400. То, что в 22,5% случаев были сохранены семьи, в которых есть дети, и в 19% случаев спасены браки, где пока нет детей, председатель Липецкого областного суда поставил в заслугу судейскому сообществу. 

Судейское сообщество порадовало и двумя другими новыми тенденциями, способствующими сохранению семьи. С одной стороны, в суды области потянулись вчерашние алкоголики и тунеядцы, которые просят восстановить их в родительских правах или отменить ограничения в родительских правах (такого рода истцов в прошлом году было 22). С другой стороны, суды не удовлетворили 134 требования органов опеки и попечительства, пожелавших изъять детей у ведущих асоциальный образ жизни родителей с целью последующего их помещения в детские дома. Совершенно резонно судьи сочли, что плохой родительский дом все же лучше хорошего казенного. 

0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.