Общество
4330
09.02.2010 15:19

ОГКП «Липецкий аэропорт»: полеты во сне и наяву

Первый международный рейс из Липецка ожидался в 2009 году. Но к февралю 2010-го, в Италию, страну, куда хотели перебросить первый авиамост, не слетал еще ни один борт.

Сегодня начальник управления автомобильных дорог и транспорта администрации области Сергей Салогубов и директор областного государственного казенного предприятия «Липецкий аэропорт» Владимир Малахов провели пресс-конференцию, посвященную, во-первых, Дню гражданского воздушного флота, во-вторых, итогам деятельности липецкого авиапредприятия за прошлый год и перспективам на будущее.

Пред началом пресс-конференции директор липецкого аэропорта, имеющего с весны 2008 года статус международного, провел для журналистов обзорную экскурсию. Добрых слов, действительно, заслуживает само здание аэропорта, поэтому не удивительно, что два последних года кряду оно занимает первое место в Центральном Черноземье по сервисному обслуживанию пассажиров. Наверное, хороша база СПАСОП (где стоят пожарные автомобили и круглосуточно находятся спасатели), заурядна по обычным меркам автобаза. Но вот помещение авиационно-технической базы, построенное еще в 60-х годах прошлого века, в котором едко воняло еще не просохшей краской и где валялись обрезки линолеума, поражало своей убогостью даже несмотря на только что проведенный ремонт. Да, здесь работают, конечно, специалисты, но пока у авиапредприятия не появятся собственные самолеты, оно будет на самом деле являть собой казенное предприятием, в котором нет души. 

Для администрации Липецкой области доведение до ума замысла губернатора Олега Королева, который пожелал возродить и приумножить былую славу липецкого авиапредприятия, попавшего в конце 90-х годов под внешнее управление, обанкроченное и дважды перепроданное, стало делом первоочередной важности. Поэтому к весне 2008 года на восстановление взлетно-посадочной полосы, приобретение различного оборудования, различные ремонты из областного бюджета для того, чтобы аэропорту был придан статус международного, было потрачено более 350 млн. руб. На брифинге, прошедшем 23 апреля 2008 года, который был посвящен этому знаменательному событию, начальник управления автомобильных дорог и транспорта администрации области Сергей Салогубов заявил, что первый международный рейс из Липецка ожидается в 2009 году. Но вот уже февраль 2010-го, а в Италию, страну, куда хотели перебросить первый авиамост, не слетал еще ни один борт. Почему же не «открылся международный шлагбаум», в чем заверял журналистов весной 2008 года чиновник? 

Сегодня Сергей Салогубов ответил на этот вопрос. По его словам, планы руководства Липецкой области спутал экономический кризис. Мол, из государственного бюджета по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», получено всего 52 млн руб. из предусмотренных 655,5 млн руб., что позволило всего лишь подготовить проектно-сметную документацию для реконструкции аэропорта, которая сейчас находится на государственной экспертизе. А на этот год государственным бюджетом финансирования работ в липецком аэропорту вообще не предусмотрено.

– Мы надеемся, что озабоченность на этот счет главы администрации Липецкой области Олега Королева, которую разделяет президент Дмитрий Медведев, наложивший недавно на его письмо свою резолюцию, примут как руководство к действию министр финансов Кудрин и министр транспорта Левитин, – сообщил журналистам Сергей Салогубов. – Тогда есть надежда, что госбюджет будет пересмотрен, и мы получим средства по федеральной целевой программе, которые позволят нам начать самую главную работу – по реконструкции взлетно-посадочной полосы, которая бы позволила Липецку принимать все имеющиеся в мире типы пассажирских и грузовых самолетов, кроме «Руслана».

Проще говоря, Липецку необходимо принимать сегодня ближне- и среднемагистральные самолеты типа «Гольфстрим», «Челленджер», Боинг-737, А-319 и А-320, а для этого необходима новая взлетная полоса. Цена вопроса на весну 2008 года была 4 миллиарда рублей (сегодня, понятно, дороже). Ясно и то, что запланированного госпрограммой 1 млрд руб. на это не хватит. Тем более этот проект не поднять и на средства областного бюджета. Из информации, полученной от начальника управления автомобильных дорог и транспорта администрации области, следует, что торможение работ по приданию липецкому авиапредприятию статуса реально международного аэропорта в свою очередь тормозит и наполнение ОЭЗ «Липецк» и других экономических зон региона иностранными резидентами, все более нетерпеливо высказывающим желание летать на свои предприятия – итальянский «Индезит», бельгийский «Бекарт», японскую «Йокогаму» – не через Москву, а напрямую. Кстати, ОГКП «Липецкий аэропорт» по итогам прошлого года стало одним из немногих российских авиапредприятий, которые не снизили, а наоборот, перевезли больше пассажиров, в частности, за счет чартерных рейсов (только в четвертом квартале 2009 года их было выполнено на 21,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года).

Впрочем, помимо пока что замороженного госфинансирования программы развития авиапредприятия в ней предусмотрены средства на реконструкцию взлетно-посадочной полосы за счет областного бюджета и за счет коммерческой деятельности самого «Липецкого аэропорта». И если из казны деньги, естественно, поступят, то когда же начнет приносить прибыль само липецкое авиапредприятие? Это важный вопрос, ведь пока подчиненные Владимира Малахова тратят больше, чем зарабатывают (только в прошлом году здесь сработали, что называется, в ноль), планируя получить минимальную прибыль в размере 2 млн руб. лишь по итогам 2010 года. Ответ на этот вопрос прост: пока авиапредприятие не станет перевалочной базой для грузов, оно так и будет минусах. Пассажиры пассажирами, но любой вид транспорта, будь он железнодорожным, автомобильным или воздушным, становится доходным бизнесом лишь тогда, когда перевозит товар. А грузы попадут сюда только тогда, когда в Липецке появится современная взлетно-посадочная полоса. 

Итак, замкнутый круг? Сергей Салогубов считает, что вырваться из него все же можно. Например, создав собственный авиаотряд взамен авиакомпании «Бугульминское авиапредприятие», которая сейчас выполняет регулярные рейсы из Липецка в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Для этого, по словам чиновника, с небольшим кругом руководителей крупных акционерных предприятий региона идут серьезные переговоры. Однако руководство области ищет инвесторов уже несколько лет, а воз и ныне там. Сложности в создании, по сути, нового аэропорта состоят в том, что помимо «взлетки» Липецку стоит с нуля построить грузовой и таможенный терминалы, базу по обслуживанию и ремонту воздушных судов любого класса отечественного и иностранного производства (сейчас ОГКП «Липецкое авиапредприятие» может чинить лишь самолеты «Як-40», которые повсеместно снимают с производства все российские авиакомпании), жилье для специалистов и представителей контролирующих организаций – таможни, погранслужбы, фитосанитарного контроля.

Впрочем, липецкие авиаторы порадовали и позитивной новостью: «Бугульминские авиалинии» намерены во втором квартале этого года сменить морально устаревшие «Як-40» на канадские авиалайнеры «CRJ-200», рассчитанные на перевозку 50 пассажиров. Так что уже летом в Москву, Питер и Сочи липчане полетят в комфортабельных самолетах, крейсерская скорость которых – 840 км/ч.

Игорь Луговой
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.