Общество
2998
02.02.2010 10:38

В Липецке во время морозов потребление электроэнергии выросло в 3,5 раза

Январские морозы, по сути, стали испытанием для коммунальной энергетики Липецка. Как они отразились на электроснабжении города, какие проблемы выявили, что предстоит сделать в первую очередь? Об этом рассказал директор комплекса электроснабжения Липецкой городской энергетической компании Игорь Сай.

Январские морозы, по сути, стали испытанием для коммунальной энергетики Липецка. Как они отразились на электроснабжении города, какие проблемы выявили, что предстоит сделать в первую очередь? Об этом рассказал директор комплекса электроснабжения Липецкой городской энергетической компании Игорь Сай. 

 - Потребление электроэнергии в самые холодные дни, это с 22 по 26 января, возросло в 3,5 раза. Из-за большой перегрузки горели высоковольтные предохранители, рвались провода, срабатывала защита. В диспетчерскую службу от жителей поступило 165 заявок, что 10 раз больше, чем в обычные дни. Мы приостановили плановую деятельность, все силы были брошены на устранение аварийных ситуаций, работали круглосуточно. На ремонте воздушных сетей при температуре ниже 20 градусов отказывала гидравлика автоподъёмников, электромонтёры использовали «когти» и «лазы». Земля промёрзла на 1,5 метра, её, как бетон, приходилось взламывать. На одной из раскопок поврежденной кабельной линии из строя вышли сразу два гидромолота и экскаватор. Но мы не останавливались, у нас есть перфораторы, генераторы, брали в руки ломы и лопаты. 

- Где были самые крупные аварии? 

- По нормативам потребители третьей категории, то есть население не должно оставаться без электричества более 24 часов. Мы везде уложились в этот норматив и удержали ситуацию под контролем. Самое большое отключение было на Левом берегу, где практически весь Новолипецк 4 часа 40 минут находился без электричества. В среднем на 3,5 часа оставались без света 20, 21, 23, 24-ый и другие микрорайоны города, а также жители частного сектора. Но длительных отключений нигде не было.

 - Как вам удалось при увеличении нагрузки в 3,5 раза удержать ситуацию под контролем, если 70% городских сетей отслужили свой срок эксплуатации?

 - Эти морозы не выявили, не открыли для нас ничего нового. Ещё в 2005 году при создании нашей компании генеральный директор ЛГЭК В.А. Смирнов обратил наше внимание на то, почему при авариях жители так долго остаются без электричества? Мы провели обследование всех городских сетей и уже в конце 2005 года приступили к восстановлению брошенных кабельных линий.

 - О каких брошенных линиях речь?

 - В каждом дворе есть трансформаторная подстанция, от неё к каждому дому проложены две кабельные линии: одна рабочая, другая резервная. Например, вышла из строя рабочая, приехали электрики, переключили на резервную, а повреждённую линию они обязаны отремонтировать. Но в прежние времена это не всегда делалось, и одна линия оказывалась просто брошенной, в результате чего сотни домов лишались резерва. Когда мы провели обследование, то выявили свыше 200 таких линий и сразу приступили к ремонту. В прошлом году мы полностью завершили их восстановление. Плюс к этому за пять лет отремонтировали ещё 250 кабельных линий.

В эти морозы из-за перегрузок сгорела одна трансформаторная подстанция, в разных частях города вышли из строя 56 кабельных линий, но наши аварийные бригады оперативно делали переключения на резерв, поэтому Липецк избежал длительных перерывов в электроснабжении. В наступившем году по инвестиционной программе мы заменим 5 головных высоковольтных линий, и ещё на 7 будут сделаны проекты. 
Износ сетей - проблема острая, требующая больших затрат. Например, сейчас у нас в ремонте высоковольтная кабельная линия от 19 микрорайона до Октябрьского рынка. Для её замены необходимо 44 млн. рублей. Вот почему за электроэнергию важно платить вовремя. 

- Для вашей компании сильные морозы, наверное, выгодны: чем больше потребление электроэнергии, тем больше денег вы заработаете.

 - Это ещё не факт. В психологии наших людей до сих пор остаётся желание потреблять побольше, а платить поменьше. Иногда так и хочется сказать: «Ребята, давайте жить честно: что потребил, за то и заплати!» Но рано или поздно мы к этому придём, поскольку уже работаем над этим. 

 - Нельзя ли подробнее?

 - Проблему неплатежей поможет решить АСКУЭ - автоматизированная система коммерческого учёта электроэнергии, которую мы уже опробовали в районе Городища, на Универсальных базах, в посёлке Новая жизнь. Эта система позволят дистанционно передавать данные приборов учёта, то есть не надо уже нашим контролёрам ходить по квартирам, организациям и снимать показания счётчиков или жильцам передавать эти показания в управляющую компанию. Можно также дистанционно по компьютеру в течение 15 минут отключать тех, кто не платит, то есть не надо взламывать железную дверь и обрезать провода. Сегодня уже 14 управляющих компаний заключили с нами договора на использование АСКУЭ.

 - Кому и во что обходится установка такой системы?

 - Когда сдаётся новый дом, то в каждом квадратном метре жилья уже заложена стоимость приборов учёта и системы передачи данных. Но беда в том, что строители умудряются сдавать дома без доводки и настройки данной системы, и тогда управляющим компаниям надо дополнительно вложить ещё от 100 до 150 тысяч рублей. Где их взять? С жильцов? Но это несправедливо, поскольку жильцы эту систему уже оплатили. Чтобы прекратить такую практику, мы обратились в администрацию Липецка. Сейчас работа выстраивается таким образом, чтобы строители в обязательном порядке сдавали приборы учёта, введённые в систему, только после этого им подпишут документы.
 Что касается старых пятиэтажных домов (хрущёвок), то один прибор учёта на вводе в дом с монтажом устройств передачи данных обойдётся управляющей компании в 28 тысяч рублей. Но здесь самая большая проблема – это консервативность, застойность в сфере ЖКХ. Как работали по старинке, так и продолжают работать. Хотя все должны понимать, что другого пути нет, все к этому придут. 

 - А будет ли АСКУЭ использоваться в частном секторе?

 - Для частного сектора это большая неприятность – придётся платить за всё, что потребляется, на чердаке уже незаконно не подключишься. Когда мы внедрили эту систему в поселке Новая жизнь и получили возможность дистанционно определять любое хищение электроэнергии, то у некоторых жителей оплата возросла в разы. Но ничего, платят.
Воровство электроэнергии в частном секторе достигает 80% от общего потребления. Поэтому АСКУЭ здесь внедряется на деньги нашей компании. В этом году мы реализуем проекты в посёлках Северный Рудник и 10-я Шахта, это около 1 тысячи потребителей, а всего в Липецке АСКУЭ уже охвачено свыше 5,5 тысяч приборов учёта. 

 - Когда вы дистанционно снимаете показания электросчётчиков, во что эта услуга обходится населению?

 - Мы работаем с управляющими компаниями. Для ГУКов оплата чисто символическая – 2,2 рубля в месяц за один прибор учёта. По старым деньгам – две копейки.
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.