В Липецке во время морозов потребление электроэнергии выросло в 3,5 раза
Январские морозы, по сути, стали испытанием для коммунальной энергетики Липецка. Как они отразились на электроснабжении города, какие проблемы выявили, что предстоит сделать в первую очередь? Об этом рассказал директор комплекса электроснабжения Липецкой городской энергетической компании Игорь Сай.
- Потребление электроэнергии в самые холодные дни, это с 22 по 26 января, возросло в 3,5 раза. Из-за большой перегрузки горели высоковольтные предохранители, рвались провода, срабатывала защита. В диспетчерскую службу от жителей поступило 165 заявок, что 10 раз больше, чем в обычные дни. Мы приостановили плановую деятельность, все силы были брошены на устранение аварийных ситуаций, работали круглосуточно. На ремонте воздушных сетей при температуре ниже 20 градусов отказывала гидравлика автоподъёмников, электромонтёры использовали «когти» и «лазы». Земля промёрзла на 1,5 метра, её, как бетон, приходилось взламывать. На одной из раскопок поврежденной кабельной линии из строя вышли сразу два гидромолота и экскаватор. Но мы не останавливались, у нас есть перфораторы, генераторы, брали в руки ломы и лопаты.
- Где были самые крупные аварии?
- По нормативам потребители третьей категории, то есть население не должно оставаться без электричества более 24 часов. Мы везде уложились в этот норматив и удержали ситуацию под контролем. Самое большое отключение было на Левом берегу, где практически весь Новолипецк 4 часа 40 минут находился без электричества. В среднем на 3,5 часа оставались без света 20, 21, 23, 24-ый и другие микрорайоны города, а также жители частного сектора. Но длительных отключений нигде не было.
- Как вам удалось при увеличении нагрузки в 3,5 раза удержать ситуацию под контролем, если 70% городских сетей отслужили свой срок эксплуатации?
- Эти морозы не выявили, не открыли для нас ничего нового. Ещё в 2005 году при создании нашей компании генеральный директор ЛГЭК В.А. Смирнов обратил наше внимание на то, почему при авариях жители так долго остаются без электричества? Мы провели обследование всех городских сетей и уже в конце 2005 года приступили к восстановлению брошенных кабельных линий.
- О каких брошенных линиях речь?
- В каждом дворе есть трансформаторная подстанция, от неё к каждому дому проложены две кабельные линии: одна рабочая, другая резервная. Например, вышла из строя рабочая, приехали электрики, переключили на резервную, а повреждённую линию они обязаны отремонтировать. Но в прежние времена это не всегда делалось, и одна линия оказывалась просто брошенной, в результате чего сотни домов лишались резерва. Когда мы провели обследование, то выявили свыше 200 таких линий и сразу приступили к ремонту. В прошлом году мы полностью завершили их восстановление. Плюс к этому за пять лет отремонтировали ещё 250 кабельных линий.
Износ сетей - проблема острая, требующая больших затрат. Например, сейчас у нас в ремонте высоковольтная кабельная линия от 19 микрорайона до Октябрьского рынка. Для её замены необходимо 44 млн. рублей. Вот почему за электроэнергию важно платить вовремя.
- Для вашей компании сильные морозы, наверное, выгодны: чем больше потребление электроэнергии, тем больше денег вы заработаете.
- Нельзя ли подробнее?
- Кому и во что обходится установка такой системы?
Что касается старых пятиэтажных домов (хрущёвок), то один прибор учёта на вводе в дом с монтажом устройств передачи данных обойдётся управляющей компании в 28 тысяч рублей. Но здесь самая большая проблема – это консервативность, застойность в сфере ЖКХ. Как работали по старинке, так и продолжают работать. Хотя все должны понимать, что другого пути нет, все к этому придут.
- А будет ли АСКУЭ использоваться в частном секторе?
Воровство электроэнергии в частном секторе достигает 80% от общего потребления. Поэтому АСКУЭ здесь внедряется на деньги нашей компании. В этом году мы реализуем проекты в посёлках Северный Рудник и 10-я Шахта, это около 1 тысячи потребителей, а всего в Липецке АСКУЭ уже охвачено свыше 5,5 тысяч приборов учёта.
- Когда вы дистанционно снимаете показания электросчётчиков, во что эта услуга обходится населению?
Комментарии