Общество
4526
26.11.2021 14:11

«Гуманная школа»: когда мотивируют не только отметки

Второй год в Липецкой области реализуется проект «Гуманная школа. Школа, в которой я хочу учиться». К нему уже присоединились 120 классов в 40 образовательных учреждениях. 

Принципам гуманизма школа старалась следовать всегда, отмечает директор лицея № 3 Светлана Тюнина. Например, педагогика сотрудничества как система появилась еще в середине 1980-х годов. Потому говорить о новаторстве нынешнего проекта не совсем точно. 

- Гуманная педагогика была и остается основой школьного обучения, другой момент – мир меняется, появляются новые технические возможности, способы общения и получения информации. И школа не должна сохранять в неизменном виде принципы столетней давности, она должна развиваться вместе с нашей действительностью, отвечать на потребности учеников. Например, создать условия для инклюзии или организовать профильные классы. Но развиваться – не значит разрушать классическое образование. 

В лицее №3 в некоторых классах уже перешли на систему «зачет/незачет» по двум предметам – музыке и изобразительному искусству. Но полностью отказываться от привычной системы отметок пока не стали. Заметно больше внимания уделяется созданию системы доверия между родителями и педагогами. Для учащихся организовали систему психолого-педагогической поддержки – в каждой из параллелей (младшее, среднее и старшее звено) работает свой психолог. 

Школы, которые вошли в проект, сами определяли, какие именно элементы гуманной педагогики будут использовать. Например, в липецкой гимназии № 12 отметки и домашние задания были отменены уже несколько лет в первых классах – в рамках проекта безотметочную систему разработали для параллели вторых классов. В школе № 2 после проведения опроса родителей и учеников было решено отменить традиционную школьную форму – детям разрешили приходить на занятия, придерживаясь определенного дресс-кода. В гимназии № 64 в разных классах приживались разные элементы. 

Безотметочная система используется в классах-участниках проекта в лицее № 66. Как рассказала Елена Челядина, ребенок которой учится в третьем классе, за два года ей удалось избавиться от переживаний: 

- Современное поколение растет сегодня в мире, где быстро меняются технологии. Вот уже второй год мы учимся по так называемой «безотметочной системе». И если вы спросите были ли опасения, то я отвечу, конечно, но новое вообще зачастую воспринимается настороженно. В итоге я наблюдаю: ребёнок чувствует себя комфортно, она учится реально оценивать себя, не боится плохих отметок или того, что её будут ругать. Да и педагог, прежде всего, учит ребят учиться - не соревноваться с кем-то, а ежедневно расти относительно самого себя. В конце концов, важны знания, а не оценки. 

Для мамы одной из учениц школы № 2 – учебное заведение также участвует в проекте – изменения оказались не такими пугающими. Светлана рассказала, что ее тревожили разговоры об отсутствии домашнего задания: 

- Домашние задания у дочери бывают. Даже если они носят рекомендательный характер, она их выполняет. Говорит, потом легче справляться с контрольными работами. Переход на более свободный дресс-код вместо школьной формы я, как родитель, приняла легко. Это разрешение стало для меня как «минус одна головная боль». Сейчас я вижу, что на учебе форма одежды не сказывается. 

В течение года директора школ обсуждали, как движется проект, для родителей, чьи дети учатся в экспериментальных классах, проводили анкетирование. Анализ показал, что у 79% детей снизились стрессовые ситуации, связанные с процессом обучения. 67% детей и родителей довольны проектом и готовы принимать в нём дальнейшее участие.

- Мы не изобретаем что-то принципиально новое, - пояснила директор Института развития образования Липецкой области Инесса Шуйкова, – на самом деле процесс гуманизации и демократизации в наших школах идет давно, я сама училась в школе, где применяли элементы такой методики. И даже безотметочные уроки у нас были. 

Инесса Шуйкова рассказала – очень важно бывает объяснить родителям перед началом проекта: учеба без отметок не означает, что знания ребенка не оцениваются. И формирующее оценивание можно легко перевести в привычную отметку. Мониторинг школ-участниц проекта показал – уровень качества знаний у детей в традиционных классах и тех, которые занимаются по принципам гуманной педагогики, остается схожим. Но у школьников из второй группы оказалась более высокая мотивация к учебе и меньше стресса. Изменился и стиль работы педагогов – он стал более творческим и демократичным.

0
0
0
0
0