РСПП

Любовь Моргунова: «Экологическую безопасность сложно обеспечивать без экологической подготовки»

Любовь Михайловна, какие проблемы выходят сегодня на первый план?

Информированность. Основа экологического неблагополучия – низкий уровень экологической культуры, грамотности, просвещенности, тех, кто принимают сегодня решения на глобальном,  национальном и местном уровнях, а так же и в быту. Это не только мое мнение — проблема регулярно поднимается на различных форумах, в том числе международных, даже на правительственном уровне разных стран.

Это значит, что выход из экологического кризиса возможен только через экологическое образование. В этом случае ликвидация хронической экологической безграмотности, бесхозяйственности является огромным резервом для улучшения качества среды обитания.

Почему такое внимание уделяется экологической составляющей в развитии бизнеса?

Если доминантой в работе предприятия становится исключительно получение сиюминутной прибыли, то такой перекос приводит к тому, что руководитель не думает о возможных рисках для окружающей среды. В таком случае мы можем столкнуться с непредвиденными чрезвычайными ситуациями, техногенными авариями, экологическими катастрофами, а в более отдаленном будущем — всплеском различных хронических заболеваний, которые провоцирует неблагоприятная экология.

Вы ведь уже решаете проблемы экологического просвещения, используя образовательную площадку, которую создали на базе предприятия — члена Липецкого РСПП ООО «РЕГИОНЭКОПРОЕКТ»? Каковы результаты?

Действительно, образовательное учреждение «РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ» проводит курсы  специальной профессиональной экологической подготовки, где опытом с начинающими специалистами делятся профессиональные экологи с многолетним стажем работы. На различных  обучающих площадках  (курсы, семинары, тренинги, лекции, круглые столы для различных групп – от управленцев до домохозяек) уже приняли участие около 500 человек, более 800 специалистов предприятий и организаций получили  соответствующие удостоверения о повышении квалификации в сфере экологии и обращения с отходами.

Мы не забываем и про справочно-методические пособия, буклеты, листовки, разработанные профильными специалистами и профессиональными экологами, аудиторами. Готовим специальные учебные пособия, издания — в их числе уже получившая популярность у ребят «ЭкоАзбука для эколят», «ЭкоДоктор для ребят и взрослых». У нас действует и консультативно-информационный центр. В такой связке теоретическая база и практические знания позволяют липчанам оперативно ориентироваться в сфере экологии, природопользования, обращения с отходами и других направлениях охраны среды обитания, в том числе и на бытовом уровне.

Для экопросвещения использована и площадка проекта «Дети – наше будущее!» - буквально в начале сентября мы ее реализовали в Парке Победы: на семейном празднике: в частности проводили уроки, конкурсы, ролевые игры по профессии «Эколог» - было приятно, что находились ребята, высказывавшие пожелания связать свое будущее с этой актуальной сегодня профессией.

Каких именно знаний не хватает сегодня активистам-экологам и людям, работающим в этой сфере?

Об этом нам сообщают сами участники образовательных мероприятий в рамках анкетирования. Для 85% опрошенных приоритетными оказались такие направления, как «Эколого-экономическое» и «Охрана окружающей среды» - практически все участники образовательных мероприятий высказываются за необходимость таких курсов и эколого-образовательных мероприятий, причем для всех категорий населения. Для специалистов предприятий на первый план выходят: умение пользоваться и владеть нормативно-правовыми, методическими, законодательными документами в сфере экологии и безопасности жизнедеятельности, создание системы управления окружающей средой (в том числе управления отходами, ресурсами) на предприятиях, внедрение наилучших технологий, разработка технологических инструкций и стандартов предприятия, грамотное ведение экологической документации, внутренний экоаудит — особенно в условиях постоянно меняющегося законодательства. Знания позволяют рационализировать и сократить расходы на экологию, в том числе значительно минимизировать штрафы контролирующих структур.

С какими проблемами сталкиваетесь при повышении квалификафии специалистов-экологов?

Не все так просто и гладко. Обучение по экологии, учитывая реформирование отрасли и кардинальные изменения природоохранного и смежных законодательств, в настоящее время – сверхсложная задача. Формирование экологического мировоззрения у взрослых людей с устоявшимся менталитетом, в условиях изобилия и сверхпотребления по отношению не только к личной жизни, но и к окружающей среде процесс непростой. Но перелом есть. Он  выражается порой в том, что слушатель, добросовестно-равнодушно отсидев положенные часы на курсах и скептически относившийся к происходящему, статистике связанной с цифрами по нормированию,  нагрузкам на среду обитания растущим в геометрической прогрессии, вдруг возвращается и просит повторно прослушать курс или наиболее яркие темы, или повторить практические занятия. И это – я считаю – победа и «зачет» с оценкой на «отлично»!

В дальнейшем, после окончания обучения мы также поддерживаем связь с большинством специалистов, открыты для общения и помощи.

Экологически образованные люди, в конечном итоге, смогут обеспечить себе Конституционное право на благоприятную окружающую среду, защитить свое здоровье, свой дом, рабочее место, город, природу от управленческого и хозяйственного беспредела, будут стремиться  систематически и целенаправленно проводить эффективную экологическую политику на производстве,  вести здоровый образ жизни (начиная с выбора продуктов питания, заканчивая  грамотным  пользованием  естественными  природными  ресурсами – рекой, морем, лесом, водой и др.), коллективно воссоздавая безопасную, благоприятную среду обитания.