Культура
987
20.04.2017 14:53

В Липецкой области выставляют пасхальные открытки

В Чаплыгинском краеведческом музее проходит выставка поздравительных пасхальных открыток начала 20 века из фондов музея.  

Как сообщает администрация Чаплыгинского района,  одними из самых первых отечественных художественных открыток были открытые письма, выпущены  к Пасхе.  Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому они поставлялись из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и европейские соборы, которые все-таки были чужды русскому человеку. Поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.

Вскоре мода на интересную новинку добралась и до России. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам.

Изображения пасхальных яиц, расписанных и окрашенных нередко встречаются на поздравительных открытках. Яркие цвета, блестки, конгревное тиснение и многое другое использовалось при создании Пасхальной открытки столичного издательства «Ришар», увидевшей свет до 1914 года.

В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.

Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, ведь среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники Иван Билибин, Борис Зворыкин, Илья Репин, Александр Бенуа.

В последующие дореволюционные годы в больших количествах выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева, других художников.

Вся выручка, полученная от продажи открыток, направлялась в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудящимся в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом -в 10 тысяч экземпляров, который раскупался мгновенно после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило более 6 тысяч видов открыток!

В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: помимо «Ришара», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой. Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.

Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения. Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, — расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца.

Среди более ранних открыток были работы Константина Свищевского (1870-1911), офицера, вольнослушателя Академии художеств. На его рисунках крестьянская девочка или мальчик- гимназист несут огромное пасхальное яйцо. На фоне красных пасхальных яиц изображены простонародные персонажи в серии открыток, которую напечатала московская типолитография «Общее дело» Г.А. Лемана.

В творчестве Федота Васильевича Сычкова (1870-1958), вышедшего из бедной крестьянской семьи, главным всегда оставалось отображение жизни русской деревни, столь знакомой и близкой ему. Для фирмы «Ришар» он выполнил целый ряд открыток с пасхальными сюжетами; один из них связан с игрой в кучки – девушки должны будут угадать, под какой из кучек песка спрятано пасхальное яйцо.

Одной из самых известных художниц, создававшей «свои» сюжеты» для поздравительной открытки стала Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова) (1843–1914) – талантливая художница и примечательная для своего времени личность.

Она одной из первых женщин в России стала профессионально заниматься искусством: получила специальное образование, добилась успеха и признания как иллюстратор, мастер силуэта, автор изделий из хрусталя и многочисленных открытых писем. Известная и популярная при жизни, Е.М. Бём была забыта в советское время. Сейчас ее доброе камерное искусство, “искусство для людей” вновь стало актуальным и востребованным.

Е.М. Бём нашла оригинальный и удачный ход в решении художественной открытки. Герои ее рисунков – дети, ангелоподобные создания, одинаково прелестные и в крестьянском, и в боярском платье. Изображение каждый раз сопровождается народной поговоркой или пословицей, и в соответствии с их содержанием, строится сюжет. Она создавала своеобразный театр для взрослых, в котором все роли играли дети. И житейская мудрость, вложенная в уста невинного младенца, придавала ситуации известную пикантность: «Не плач, не плач, куплю калач», «Поцелуй в уста ради праздника Христа». Следуя вкусам времени, художница использовала элементы модного для того времени - “русского стиля”.

Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. Весной 1917 года революция в буквальном смысле ударила молотом по пасхальным открыткам. Появилась красноречивая картинка, на которую безымянный художник поместил рабочего с молотом, облокотившегося на яйцо, а вместо поздравительной надписи «Христос Воскресе» — лозунг «Да здравствует республика!». Исчезнув после 1917 года из советского издательского репертуара, пасхальная открытка продолжала жить в среде русской эмиграции.

В 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали пасхальные открытки. На них изображались праздничные блюда и милые бытовые сценки на пасхальную тематику. Это дело было так важно для многих эмигрантов, что порой на издание открыток они тратили последние деньги: пасхальная открытка была своего рода ниточкой, связывавшей их с безвозвратно утраченной родиной.

Только после Великой Отечественной войны пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках. Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.

Фото chaplygin-r.ru 


0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.