Экономика
4804
31.10.2016 14:32

«Липецкий областной водоканал» доработался до пени в 13 200 000 рублей.

Но вице-губернатор региона Александр Наролин считает, что ОГУПу удастся в который раз договорится с энергетиками и не платить по счетам. 

В прошлом году на совещании с членами правительства РФ Владимир Путин высказал обеспокоенность ростом долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг так называемыми «неотключаемыми» потребителями, в числе которых водоканалы, и потребовал от правительства обеспечить их платежную дисциплину.

- Дисциплину нужно поддерживать в экономике в целом, финансовую дисциплину - тем более. И в отраслях экономики, и в жилищно-коммунальном хозяйстве обязательно соблюдение платежной дисциплины, иначе это будет расхолаживать всю систему и будет наносить и наносит реальный ущерб энергетикам, - заявил президент, обращаясь к министру энергетики Александру Новаку. «Не затягивайте с этим!» - подчеркнул глава государства.

В министерстве «взяли под козырек», и 3 ноября 2015 года Владимир Путин подписал 307-й федеральный закон об укреплении платежной дисциплины, предполагающий увеличение пени за просрочку платежей с декабря 2015 года. Таким образом, в 2016 году пеня за долги увеличилась примерно до 30% годовых, включая просрочку авансовых платежей.

Но удивительное дело: чем больше в правительстве говорят об усилении платежной дисциплины, тем меньше ее в Липецкой области. Так, если в ноябре прошлого года общий долг ОГУП «Липецкий областной водоканал» (до 2014 года - ОГУП «Региональная компания водоснабжения и водоотведения») за потребленную электроэнергию, полученную от ОАО «ЛЭСК», составлял 83 млн рублей (тогда созданная по инициативе губернатора структура стала фигурантом инициированного энергетиками дела о банкротстве), то к ноябрю этого года он вырос до 135 миллионов!

- За каждый день просрочки платежей за потребленную и неоплаченную электроэнергию всем должникам начисляется пеня. В настоящее время законодателем установлена расчетная ставка - 30% годовых, что сопоставимо со стоимостью очень дорогого кредита. Выходит, что не платить за свет - очень дорогое удовольствие. Намного выгоднее взять кредит в банке и целиком погасить всю задолженность, - прокомментировал ситуацию заместитель генерального директора по правовым вопросам ОАО «ЛЭСК» Андрей Коновалов.

- Всего с ноября прошлого года областному водоканалу начислена пеня 13,2 миллиона рублей. Это самая большая пеня в Липецкой области. Так как вопрос с оплатой задолженности водоканалом пока не решен, существует высокая вероятность того, что сумму начисленной пени мы будем взыскивать в судебном порядке с учетом еще и дополнительных судебных расходов. Если водоканал не начнет платить по счетам, чтобы избежать повышения тарифа на электроэнергию через списание многомиллионых долгов, мы в очередной раз будем вынуждены инициировать процедуру банкротства, - отметил зам гендиректора ЛЭСКа по правовым вопросам.

Но удивительное дело: ОГУП, как говорит его руководитель Вячеслав Марков, не собирается оплачивать пеню, надеясь «найти консенсус с органами власти». Вторит директору областного водоканала и курирующий сферу ЖКЖ региона заместитель главы администрации области Александр Наролин, считающий, что сможет договорится с энергетиками (учитывая то, что гарантом по обязательствам ОГУПа является областной бюджет, штрафные санкции и долги водоканала могут дополнительно нагрузить и без того дефицитный региональный бюджет).

Оба руководителя упирают на то, что ОГУП «Липецкий областной водоканал» - социально ориентированное предприятие, обеспечивающее питьевой водой население региона. Но ведь и ЛЭСК является гарантирующим поставщиком электроэнергии для всех потребителей области. И отвечает за закупку необходимых для населения, бюджетных организаций и промышленных предприятий объемов электроэнергии. Он что, подождет?

Очевидно, в Липецкой области не работает провозглашенный президентом России тезис о «равноудаленности бизнеса от власти». Ведь ОГУП «Липецкий областной водоканал» - любимое детище губернатора Олега Королева, которому под сурдинку рассуждений об ответственности бизнеса перед населением прощается все. А ЛЭСК - инородная для чиновников структура, им ни в чем не подконтрольная. Раз так, то интересами энергетиков можно пренебречь?

Желание «не платить» по своим счетам в администрации области сопровождается плачем о проблемах областного водоканала. И Вячеслав Марков, и Александр Наролин, комментируя сложившуюся ситуацию, говорят о том, что врагом платежной дисциплины ОГУПа является неучтенный разбор воды. Проще говоря, ее воровство. По словам Александра Наролина, жители региона оплачивают лишь 60% потребленной воды!

- В прошлые времена власть приучила народ к тому, что цена питьевой воды - копейка. Поэтому в сельской местности сложилось мнение, что за нее и вовсе можно не платить. Но сейчас вода - это рыночный товар, цена которого, к сожалению, еще недооценена. Поэтому наша общая задача - власти и СМИ - побудить население оплачивать этот ресурс вовремя и полном объеме, - говорит вице-губернатор.

Позиция ОГУПа понятна. Пока все самовольные врезки в водопроводы не будут узаконены, ЛЭСКу рассчитывать на своевременную оплату электроэнергии не приходится. Но вот ведь беда: в сентябре-октябре благодаря усилиям руководства ОГУПа и власти только 700 потребителей пришли в водоканал с повинной и без штрафов заключили договоры на покупку того, что раньше воровали. А сколько таких неучтенных «потребителей» в регионе? Десятки тысяч? Так что ЛЭСКу, выходит, нужно подождать с десяток лет, пока у каждого жителя региона появится свой водомер? А может тогда администрации региона лучше вновь обратиться к бартеру? Например, отгружать на АЭСы, ТЭЦы и ГЭСы свиней и картошку, меняя «натуру» на киловатты?

Директор ОГУПа Вячеслав Марков рассказал GOROD48 о том, что, помимо воровства воды, мешает его организации вовремя и в полном объеме расплачиваться за потребляемую электроэнергию. Проблема - в низких тарифах на водоснабжение (на селе - 7 рублей за кубометр). По мнению Маркова, они не покрывают всех затрат водоканала на подъем воды из скважин, ее очистку и транспортировку. Поднять тарифы водоканал не может, так как этот вопрос - в компетенции регулятора, областного управления энергетики и тарифов. А там дуют на воду: поднятие тарифа для населения до уровня рентабельного для ОГУПа - вопрос не экономики, а политики.

- Мы вобрали в себя все районные водоканалы, - говорит Вячеслав Марков. - Как правило, у районных властей «коммуналка» всегда была девочкой на побегушках. Финансировалась эта сфера по остаточному принципу - все оборудование и инженерные коммуникации находятся в крайне изношенном состоянии, а у рабочих не было даже рукавиц! От этого - сверхнормативные потери в сетях.

Понятно, что работа ОГУПа осложнена сложностями при тарифном регулировании. Понятно, что Липецкий областной водоканал недополучает средств из-за явно низких тарифов. Но достаточно ли делает само руководство предприятия, чтобы, со своей стороны, наладить эту самую платежную дисциплину?

… В ноябре прошлого года вице-губернатором, курирующим ЖКХ, был Руслан Губайдуллин. Так вот, отвечая на вопрос GOROD48 о возможном банкротстве областного водоканала, он сказал, что в ОГУП в ноябре вошел последний муниципальный водоканал области, Чаплыгинский, и что новые взаимоотношения с контрагентами выстраиваются два месяца. Мол, это - трудоемкий процесс, побочным результатом которого является так называемый кассовый разрыв, временный недостаток денежных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов.

Но вот уже ноябрь этого года, и «кассовый разрыв», о котором говорил вице-губернатор, вырос, как мы уже говорили, с 83 млн рублей до 135 миллионов, а с учетом набежавшей пени долг областного водоканала перед энергетиками превысил 148 миллионов рублей. Выходит, весь прошедший год власти региона занимались не налаживанием платежной дисциплины, что, понятно, тяжело и рутинно, а привычным делом: переливанием из пустого в порожнее?
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.