НЛМК Live
7781
30.05.2016 13:16

НЛМК в Европе. Завод, над которым парят чайки

Дания - страна в движении.

Загрузка плеера
Предисловие. Группа компаний НЛМК организовала пресс-тур для федеральных и иностранных СМИ на три предприятия своего европейского дивизиона. В числе приглашенных побывать на металлургических заводах в Дании и Бельгии оказался и корреспондент GOROD48. Эти путевые и непутёвые заметки - то, что удалось увидеть из окна автобуса, к чему прикоснуться и за что получить по рукам (в аэропорту Копенгагена меня едва не оштрафовали на 5 тысяч крон), что съесть и что выпить, что услышать и запечатлеть на фото и видео.

Крути педали, пока не дали!

Дания встретила после промозглого Липецка и Москвы ослепительным солнцем. «Вам очень сильно повезло - такая погода у нас лишь во второй половине июня и июле. Все остальное время - ветер, мокрый снег и дождь», - говорит Ярослав Тафлев, сотрудник отдела продаж NLMK DanSteel.

Ярославу можно верить: его родители эмигрировали из Ялты в Данию, когда ему было три года. Сейчас ему под тридцать. Наш гид равно одинаково владеет датским, немецким, английским. Знание языков - одно из требований Группы компаний НЛМК для сотрудников, что позволяет без посредников в сжатые сроки решать любые вопросы: от непосредственно производственных в цехах до самых тонких дипломатических на уровне Евросоюза.

Мы прилетели в аэропорт Копенгагена днем. Экскурсия на единственное предприятие дивизиона «НЛМК Европа толстый лист» во Фредериксверке, где выпускают толстый стальной лист, запланирована на утро следующего дня. Поэтому сразу же после заселения в гостиницу идем шляться в сопровождении Ярослава по родине Ганса Христиана Андерсена.

Первое, что бросилось в глаза еще по дороге из аэропорта, - демонстрируемый потомками викингов здоровый образ жизни. Тут либо бегут, либо едут на велосипедах. Тут все помешаны на собственном здоровье. И не потому, что лечиться дорого (по нашим понятиям, Дания - страна победившего социализма, и здесь все для всех, как мы бы сказали, за «так», что, как выяснилось позже, обманчивое заблуждение). А потому, что курить, пить, отращивать пивной живот - значит идти против неписанного правила быть настоящим скандинавом: спортивным, легким на подъем, деятельным. Кстати, есть и еще одно неписанное правило - ты не лучше другого. Конечно, и здесь тоже можно, как и у нас, считать африканца негром, но только в своей голове. Скажешь это вслух - получишь проблемы с законом. 

IMG_0295.JPG
  
Итак, все бегут или крутят педали. Тут фактически невозможно сфотографировать какую-либо достопримечательность без физкультурника в кадре. Если на перекрестках улиц встречаются велосипедист и автомобилист, приоритет у первого. По выделенным по факту либо разметкой велодорожкам, не слезая с седла, датчане едут куда угодно: в школу, на работу, в соседний город. Все социально-общественные места представляют собой свалки двухколесных машин (из-за отсутствия мест на узких улочках их порой даже вешают на вбитые в стены домов крюки выше человеческого роста). Датские байкеры - не наши ряженые «Ночные волки». Это дети, мамы с приделанными впереди велика колясками, «офисный планктон», пенсионеры. Даже на NLMK DanSteel суровые датские металлурги, и те приезжают на работу на велосипедах. Кстати, если зазевавшийся турист попадет под колеса велосипеда на выделенной для их проезда дорожке, штраф за ДТП заплатит пешеход.

А машин здесь мало. Просто потому, что за купленный автомобиль нужно заплатить 180-процентный налог! Вот и посчитайте, во сколько обойдется покупателю базовый «Volkswagen Golf 1.4», который в автосалоне отдадут за 16 825 евро. Поэтому все и бегут!

Бутерброд за 750 рублей - это не шутка,

а суровая реальность. Такие цены, например, установлены в тавернах Ньюхавна (Новой гавани). На туристической карте Копенгагена эта небольшая набережная - визитная карточка города. Там гостям города подают смёрреброды (чтобы запомнить название, мы называли их «с моря бродами»), представляющие собой ломтики черного хлеба, на которых горкой укладывается какая угодно начинка: из овощей, морепродуктов, мяса, сыров… Так вот, один такой бутер стоит от 75 датских крон, или 750 рублей.

Чтобы не ударить в грязь лицом перед приятными фрау в белых передниках, заказываем по полтора смёрреброда на нос. Плюс по стопке шнапса (в советских фильмах о войне его представляют любимым пойлом фашистов, но на самом деле самогон из картофеля, настоянный на травах, известен скандинавам со средних веков). Так что Дания, конечно, не для бюджетных туристов: даже скромный обед тут обойдется в 4 000 рублей (400 крон) минимум. Но следующим утром на DanSteel нас угощали сразу тремя смёрребродами, которые для металлурга обходятся в 20 крон! Если бы это было можно, то питаться стоило бы на заводе, а жить в хостеле - цена за номер обычной гостиницы в Копенгагене начинается от 8 000 рублей!

Однако в Копенгагене есть на что смотреть и чему учиться. Так, если в Липецке губернаторским вето запрещены шашлыки на природе с ранней весны до поздней осени, то в Дании можно принести свой мангал в любой городской парк - а они вылизаны по нашим меркам до неприличия.

Здесь любят детей. У датчан принято, что общее свободное время семья проводит вместе. А отдохнуть там в непогоду тоже есть где. Например, во Фредериксверке, который не назвать иначе, как «городом металлургов», несмотря на 13 тысяч местного населения, добрая дюжина футбольных полей, плавательный бассейн, катера-лодки, кружки-секции. 

IMG_0145.JPG
   
Русалочка классическая андерсеновская     

IMG_0257.JPG

...и альтернативная 

А еще у них принято подбирать дерьмо за собаками. Мы видели несколько раз, как за домашними питомцами их хозяева ходят с целлофановой перчаткой на руке, которую потом вместе с содержимым выкидывают в урну.

Не знаю, подойдет ли датский опыт для России, но там считают, что коль скоро человек порочен, зло должно быть сосредоточено в одном месте. Таким «исчадием ада» в Копенгагене является Христиания. Несмотря на название, там процветают вовсе не христианские ценности - несколько кварталов столицы левые, хиппи и все остальные маргиналы захватили в 1970-х, провозгласив «государство в государстве». В самоуправляемом обществе провозглашен культ самореализации в любом виде: в сексе, ремеслах, искусствах. Тут открыто продают гашиш и марихуану. При этом «конституция» «общинников» запрещает огнестрельное оружие, не приемлет воровство, тяжелые наркотики, скотоложство и педофилию. Все остальное - продукт непротивления сторон, то есть по согласию. Кроме фото- и видеосъемки - это запрещено категорически.

Завод-порт

Единственный датский металлургический завод, где делали, как и в Липецке, чугунные пушки для военных кораблей, Группа компаний НЛМК купила у неэффективного собственника на пике продаж металла в конце 2000-х. Как показало время, это было правильным решением. Так, в феврале этого года Евросоюз, защищая собственного производителя, ввел на китайский и русский холоднокатаный прокат пошлины в размере 13,8-26,2%, чем фактически сделал металлы неконкурентоспособными. А NLMK DanSteel, получается, этой меры избежал, так как де-юре является европейским предприятием, хотя и работающим на слябах Новолипецкого комбината. Которые сюда, прямо во Фредериксверк, приходят морем из Санкт-Петербурга и Калининграда.

Кто-то считает, что Европа от НЛМК получает «вершки» в виде слябов, а у себя в Липецке оставляет «корешки»: вредное производство, запах сероводорода, шлак. Такие рассуждения - чистой воды популизм. Ведь сколько не вкладывай в экологию (а в реконструкцию липецкой площадки Группа компаний НЛМК инвестировала с 2000 года более 28 млрд рублей - три бюджета Липецка!), металлургия полного цикла не может стать стерильной. А если не думать о сбыте, то после антидемпинговых шагов Евросоюза, в страны которого НЛМК ежегодно отгружает треть слябов, на комбинате в Липецке оказалось бы много лишнего персонала (увы, внутреннего спроса на металл в России нет). К тому же НЛМК, кто бы что ни говорил, - становой хребет экономики региона, генератор бюджетных доходов города и области. 

DSC_1081.jpg

Так что покупка Группой компаний НЛМК активов за рубежом - это инвестиция в будущее именно новолипецких металлургов. Глупо и сопоставлять зарплаты металлургов в России и за рубежом: тот же датский прокатчик более 60% своей зарплаты отдает государству в виде налога - а откуда же здесь тот самый скандинавский социализм? Плюс еще и самостоятельно отчисляет средства на личный пенсионный счет.

Глава дивизиона «НЛМК Европа толстый лист» Игорь Саркиц ведет журналистов по всей цепочке производства, начиная с собственного морского порта, что является безусловным конкурентным преимуществом NLMK DanSteel. Отсюда слябы идут в цех. В модернизацию прокатного стана в 2012 году было инвестировано 120 млн евро, что позволило выпускать в год до 50 тысяч тонн готовой продукции (здесь катают листы весом до 40 тонн толщиной до 200 мм и шириной до 4200 мм). При этом тут не работают на склад - весь товар расписан под разовые и долговременные контракты.

Продукция NLMK DanSteel нашла признание у самых взыскательных покупателей - немецких кораблестроителей и скандинавских производителей офшорных (установленных в море) ветрогенераторов, буровых платформ, строительной техники. Так, на долю DanSteel приходится треть заказов судоверфей Германии.

- Лист толщиной 5 миллиметров и шириной свыше 3,5 метра под судостроение не делает никто. Даже искушенные немецкие металлурги. Это - наша ниша на европейских рынках. И таких узких позиций у нас - десятки. Еще один наш конек - производство листа для подводной части вынесенных в море ветрогенераторов. К стали для таких «ветряков» - особенные требования в связи с приходящейся на них огромной нагрузкой. За такие заказы на рынке может взяться весьма ограниченный круг игроков. А мы смогли. Так, в 2013 году мы завершили проект создания в море у Лондона крупнейшего в мире парка ветрогенераторов, - говорит Игорь Саркиц. 
 
IMG_0440.JPG

Этот ветряк - малыш по сравнению с оффшорными морскими

На NLMK DanSteel, благодаря постоянным инновациям, полностью отказались от шведского металла за счет улучшения качества произведенных в Липецке слябов. Новолипецкий металл признан Европой. Об этом свидетельствуют гигантские «ветряки» (они постоянно попадались нам на глаза на датских дорогах), немецкие корабли, шведская «желтая техника» - так здесь называют мощные карьерные грузовики, бульдозеры и экскаваторы, телескопические подъемные краны, стрелы которых при минимуме собственного веса должны перемещать максимально тяжелые грузы...

Продолжение рассказа о новолипецкой стали, как, впрочем, и о новых впечатлениях, - в следующем репортаже, уже бельгийском.   

Игорь Луговой
0
0
0
0
0