Общество
9525
29.01.2016 10:07

Сергей Иванов: «Считаю, что живу в «жемчужине» Черноземья»

Сегодня ровно месяц, как у Липецка появился новый мэр.

С Сергеем Ивановым мы договорились на интервью на 17.00. Однако в приемной главы Липецка корреспонденты GOROD48 провели на час больше - уехав на совещание в областное управление финансов в 15.00, новый мэр вернулся в свой кабинет через три часа. Впрочем, несмотря на то, что в мэрии уже кончился рабочий день, Сергей Вячеславович все же нашел время, чтобы ответить на наши вопросы.

- Вот уже ровно месяц, как депутаты горсовета подавляющим большинством голосов выбрали вас главой Липецка...

- Для меня месяц как один день прошел...

- Когда начинается ваш рабочий день и когда заканчивается?

- По-разному. Сегодня - в семь часов утра. А так в половину восьмого обычно. Заканчивается, как получится. Чаще всего не раньше 19 часов вечера. Порой, как сегодня, приходится оставаться и без обеда. Сегодня, например, объезжал с департаментом ЖКХ и управляющими компаниями дворовые территории, проводил комиссии, рассматривал исполнение бюджета, участвовал в совещании в администрации области. Все это - обычный рабочий день.

IMG_3947.JPG

- Вы стали мэром в сложное и для города, и для страны время. Чего ждать горожанам, бизнесу?

- В правительстве обещают профинансировать в полном объеме все социальные программы. Все мероприятия, которые касаются муниципалитета, будут исполнены в полном объеме. Так что не надо паниковать. Что же касается бизнеса, он будет работать. Я на это надеюсь. Если кто-то из предпринимателей испытывает сложности, их на произвол судьбы мы не бросим, поддержим в меру своих возможностей.

Но, конечно, трудности дают себя знать. Но страдают не только предприятия. Страдают все. Сегодня на координационном совете предпринимателей мы обсуждали разные вопросы, в том числе социальной ответственности бизнеса. Радует, что многие предприниматели смотрят на вещи не только через призму доходности своего дела, а думают и об общем благе.

- Как бы то ни было, а бюджетный пирог, ранее жирный, усох. Есть ли Кремлю дело до Липецка при нынешних ценах на нефть и газ, рухнувшей национальной валюте?

- Уверенно могу сказать, что в правительстве думают о регионах. Просто мы сами не в полной мере используем те возможности, которые имеем. Нам просто нужно быть кое в чем порасторопнее. Например, мы можем привлечь федеральные средства на проектирование туристическо-рекреационный кластер. Наш бизнес готов включится в работу. Мы говорим сейчас о вливании средств в наш технопарк, в котором уже десять действующих резидентов. В Липецке появится и свой индустриальный парк. Под него мы рассматриваем освободившиеся площадки заводов «Свободный Сокол» и ЛТЗ. Так что помощь федерального центра для тех, кто шевелится, есть и будет.

- Эра Гулевского закончилась. От какого наследства предыдущего мэра вы бы отказались?

- Я говорил и говорю: мы все, жители Липецка и области, любим Липецк. И не надо никаких противопоставлений: до Иванова, во время Гулевского. Четко заявляю, что в каждый период, кто бы не управлял областным центром, для города их руководители делали ровно столько, сколько у них было возможностей. Если раньше в Липецке не было своего индустриального парка, это не значит, что это была чья-то недоработка! Во времена предыдущего главы города были другие проблемы. Это и нехватка мест в детских садах, и недостаток мест для занятия физкультурой и спортом, и плохие дороги... Вы же сами обо всем этом немало писали, и были правы, муссируя эти темы. Но всем миром многое исправлено. Многое удалось. Полностью или частично были решены ряд прошлых задач. Сейчас на передний план выходят новые.

IMG_3949.JPG

- Вы приняли город с бюджетом в 7,7 миллиарда рублей - это уровень 2008-2009 годов. С дефицитом в 226 миллионов. Что думаете делать для увеличения уровня собственных доходов муниципальной казны?

- Да, мы имеем тот бюджет, какой есть. Худший за несколько последних лет. Соответственно, во главе угла - мобилизация его доходов. И резервы для этого есть.

Возьмем малый бизнес: автомойки, мастерские. Часть из них не имеет регистрации, не стоит на налоговом учете, платит своим работникам зарплату в конвертах. Как-то получилось, что их владельцы смогли выкупить землю у тех, у кого она была в законной собственности. Но разрешения на бизнес им никто не выдавал. Нам известно, кто ведет нелегальный бизнес. И мы не говорим о том, что его уничтожим. Наша задача - его узаконить. Чтобы бизнес работал честно, чтобы официально оформил трудовые отношения с наемным персоналом.

Могу привести конкретную цифру тех горожан, кто не имеет официально узаконенных отношений с работодателем, кто не стоит на налоговом учете, кто не имеет официального места работы - таких по данным налоговиков, - 50 000 человек! И это в городе-полумиллионнике! Выходит, каждый десятый горожанин - де-юре безработный. Берем эти 50 тысяч, умножаем на минимальную заработную плату, умножаем на НДФЛ - это основной вид налога, отчисления с которого идут в бюджет города. Получается весомая сумма, которая прошла мимо казны.

На сегодняшний день собственные доходы муниципального бюджета составляют 7 700 рублей в год в пересчете на одного жителя города. С учетом того, что доходы бюджета еще состоят из привлеченных средств из федерального и областного бюджетов, эту сумму можно увеличить до 16,5 тысячи рублей. Если уж совсем упростить, можно эти 16,5 тысячи раздать каждому горожанину и сказать: живите, как хотите! На эту сумму очищайте зимой дороги от снега, летом их асфальтируйте, содержите детсады, школы, учреждения дополнительного образования, стадионы, бассейны, ремонтируйте теплотрассы, финансируйте работу муниципального общественного транспорта и так далее. Что случилось бы с городом уже через месяц-другой?

Да, эта сумма маленькая. Но мы при всем при том живем в благоустроенном городе. Я рассчитываю на то, что те предприниматели, которые работают в тени, что люди, которые получают зарплату «черным налом», поймут, что являются потребителями бюджетных услуг, что ездят по отремонтированным и новым дорогам, их детей воспитывают в детсадах, учат в школах. Учитывая, что НДФЛ у нас - основной бюджетообразующий налог, что земельный налог - второй по количеству попадающих в бюджет денег источник дохода, рассчитываю на понимание, на социальную ответственность бизнеса. Не хочу, чтобы это звучало высокопарно, но каждый должен думать об общем благе. Наша ключевая задача - поддержать бизнес. Но взамен мы хотим получить легальный бизнес, ответственный перед обществом.

- Недавно на заседании комиссии по бюджету и муниципальной собственности заместитель ее председателя Валерий Клевцов жестко снял стружку с департамента экономического развития администрации Липецка. Он заявил, что дефицит бюджета можно погасить доходами от приватизации муниципального имущества, во многом бездарно и безалаберно использующимся. Ведь не секрет, что часть невостребованного городского имущества разрушается, на его содержание требуются те же бюджетные средства. И если бы в мэрии были порасторопнее с объектами, которые можно было выставить на продажу, бюджет города мог быть и вовсе бездефицитным.

- Я сегодня открыто сказал бизнесу: вот реестр муниципального имущества, вот перечень зданий, земельных участков. Будьте добры, заявляйтесь! Мы открыты для предложений. Я поддерживаю депутата в том, что он сказал. Собакой на сене мы не будем. Если мы что-то имеем, но не можем это использовать должным образом, то это, по меньшей мере, халатность. Подчеркиваю, по меньшей мере!

Есть два пути пополнения бюджета. Первый - привлекать на решение задач муниципалитета дополнительные средства, прибегая, в частности, к заимствованиям, увеличивая и без того критического размера муниципальный долг. Второй путь - по максимуму рационально использовать то, что уже есть. Я - сторонник второго пути.

- После того, как вы стали мэром, из администрации города ушли сразу четыре председателя департаментов, двое из которых - вице-мэры...

- Я никого не гнал и не гоню. Мы, безусловно, понимаем, что сегодня должны подкорректировать численность аппарата управления администрации Липецка. Не в сторону его увеличения, а в сторону уменьшения. Помимо всего прочего этим мы добьемся сокращения расходной части бюджета. А то, что кто-то ушел, принял такое решение... Поверьте, я бы и сам при определенных обстоятельствах, будучи на их месте, ушел. Я вообще сторонник того, что через 5-7 лет любому руководителю нужна ротация, перестановка, движение. Это естественный нормальный процесс. С теми, кто ушел, у меня остались нормальные отношения. И с Владимиром Анатольевичем Мигитой, и с Владимиром Васильевичем Тучковым.

- Следует ли ждать в ближайшее время каких-то громких отставок?

- У нас рабочая группа просчитывает все возможности сокращения численности управленческого аппарата. Какие-то ведомства нужно сократить, какие-то - укрупнить. Сократим ровно столько, сколько сможем без ущерба для работоспособности управленцев.

- В мэрии работают сегодня порядка 700 муниципальных служащих. В разы больше, чем при Советской власти. Если во времена КПСС все управленцы помещались в одном здании, то сейчас не умещаются в несколько, в том числе в зданиях, в которых раньше были детские сады...

- Раньше, напомню, многие те обязанности, которыми сейчас занимаются муниципальные служащие, лежали на хозяйствующих субъектах. Так, все Дома культуры были ведомственными, вопросами благоустройства ведали предприятия и организации, за которыми были закреплены территории для уборки... Многими вещами советские органы власти голову себе просто не забивали. Потом условия поменялись. Наверное, штаты мэрии несколько больше, чем могло бы быть. И мы сегодня заняты расчетами оптимального количества сотрудников мэрии.

- Начало вашей деятельности пересеклось с обильными снегопадами, из-за которых в некоторых городах центральной России даже вводили чрезвычайное положение. Но в Липецке в целом ничего из ряда вон выходящего не произошло: не останавливался транспорт, работали все учреждения. Если и были справедливые нарекания, то на работу управляющих компаний, которые спустя рукава подошли к расчистке дворов. Но потом вы их расшевелили, и сейчас межквартальные проезды и дворы расчищены настолько, насколько возможно. Какие волшебные слова нашлись у вас, чтобы активизировать работу «управляшек»?

- Мы в рабочем плановом порядке с УК трижды встречались в расширенном составе. В рабочем порядке с некоторыми и чаще. Да, к деятельности ряда УК есть серьезные вопросы и мы рады, что они сами готовы изменить свой подход к делу.

Научно, финансово, технически обусловленная величина, обеспечивающая рентабельную работу обслуживающих организаций - от 500 тысяч квадратных метров до миллиона на одну компанию. Тогда рационально используется, в частности, приобретенная техника, Если небольшая УК купит трактор, то когда он окупится? Если он чистит в течение двух-трех месяцев дворы у нескольких домов, то тариф на ремонт и содержание жилья у такой УК должен быть запредельным. А от крупной УК и населению, и власти можно требовать всего - устранения сосулек, очистку дворов от снега, текущие ремонтные работы, чистоту в подъездах.

Сейчас сами УК готовы к тому, чтобы укрупниться. Условно говоря, договориться о том, чтобы два-три микрорайона обслуживались одной организацией. Чтобы не было «партизанщины», то есть захвата домов на сопредельных территориях. Не должно быть так, чтобы в одном жилом массиве бодались по нескольку управляющих компаний, делили одну на всех площадку вывоза ТБО. Если посчитать эффективную управляемость этого бизнеса, то можно предположить, что 13 миллионов квадратных метров жилья в Липецке смогут обслуживать до двадцати управляющих компаний. А сейчас в реестре департамента ЖКХ их - под шестьдесят! Но любые решения на этот счет будет принимать сам частный бизнес и горожане, которые решат, с кем заключать договора. Но у нас требования к УК одинаковые - прозрачность ценообразования, ответственность перед населением, чистота во дворах.

- А что можете сказать про два проекта, один из которых, многофункциональный спорткомплекс «Катящиеся камни», заморожен на стадии нулевого цикла, второй - метро - вообще представляет собой непонятное явление?

- Не буду ничего анонсировать и забегать вперед. По «Катящимся камням» и по монорельсу заказчиком выступает администрация области. Метро будет коммерческим проектом. А по «Камням» в самое ближайшее время вы получите самую исчерпывающую информацию. Но то, что многофункциональному спортивному комплексу быть, я нисколько не сомневаюсь. По метро ситуацию несколько сложнее, но не стоит делать из этого трагедию. Глава администрации области говорит о том, что это - сложнейший в финансовом смысле проект. Но в то же время, реализовав его, мы снимем острые проблемы, в том числе третьего мостового перехода...

… он обсчитан в ценах 2014 года в 16 миллиардов рублей!

-... Это с мостовым переходом. Вы думаете, что мы без его привязки к метро когда-нибудь на него соберем деньги? С миру по нитке? Но что будет, если у нас появится метро? Это и удобный для горожан транспорт, это и туризм, это и экономика, ведь строительство и эксплуатация монорельса даст Липецку тысячи новых рабочих мест. Может, в чем-то надо ужаться, чтобы сделать что-то стратегическое?

Олег Петрович не раз говорил, что под эту идею нужно собрать все источники финансирования, какие возможно. Я двумя руками «за», и буду все делать, чтобы эти два грандиозных проекта - «Катящиеся камни» и метро - были реализованы. Знаю, что есть много тех, кто лежит на диване и осуждает власть за любые ее попытки сделать что-то хорошее!

- Чиновники называют Липецк «жемчужиной» Черноземья. Некоторые горожане - провинциальным захолустьем. Где, по-вашему, истина?

- Это вопрос философский. Из разряда того, что для оптимиста стакан наполовину полон, для пессимиста - наполовину пуст. Помните старый советский мультфильм, в котором были два героя - Ох и Ах? Кто как смотрит на мир. Мне вот обидно, что мы начали расчищать парк НЛМК, а там нет лыжных следов. Почему мы так безобразно относимся к себе, своему здоровью, своим детям, своему городу? Мы стали обществом потребления. Надо воспринимать мир по иному. И себя в этом мире. Нужно стать ответственнее, человечнее, добрее.

Если же вернуться к вашему вопросу, считаю, что живу в «жемчужине» Черноземья. И призываю всех сделать все, чтобы она стала еще краше.

- Спасибо за разговор, Сергей Вячеславович! 

0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.