Общество
10197
05.10.2014 09:28

Что делать, если у родителей ребенка вымогают взятку

Сотрудник УФСИН России по Липецкой области написал книгу о коррупции в образовании.

В День учителя принято говорить об образовании. Вот мы и поговорим. Сотрудник  учебного центра Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области майор внутренней службы Владимир Разумовский написал книгу, посвященную коррупции в образовательной сфере.

- Владимир Юрьевич, что побудило Вас взяться за перо?

- Начнем с того, что я сам по образованию  педагог. Преподавал  в школе, училище начального профессионального образования, в Липецком филиале Воронежского института МВД России, др. вузах нашего города. Поэтому тема образования мне всегда была близка. В настоящий момент трудно отрицать наличие в нашей стране поборов в учебных заведениях, начиная от детского сада и заканчивая вузами. А раз так, то тема нуждается в изучении, а также в выработке системы противодействия коррупции. Поэтому моя монография имеет полное название: «Коррупция в системе образования и науки России истоки, пресечение, профилактика».

- Но конкретных фактов вымогательства в Липецке Вы в своей книге почему-то не привели.

- Скорее по этическим соображениям. Конечно, такие факты известны и мне, и многим, кто сталкивался с современным образованием. Говорю об этом с сожалением. Но моей задачей было не создавать «ужастик», и не составлять «рейтинг коррупции» различных заведений, а попытаться разобраться в причинах и свойствах этого социального явления, а также понять, как с ним можно бороться. Поборы в школах и вузах возникли далеко не вчера, в той или иной степени они существовали много лет. Гораздо важнее ответить на вопрос – как сделать так, чтобы мздоимство исчезло из образования или, во всяком случае, его стало бы намного меньше. Кстати, работа над книгой заняла у меня четыре года: за это время были изучены сотни примеров, перелопачена масса источников, сведений, законодательных норм и т.д.

- Тогда прямой вопрос: как победить коррупцию в школе?

- Я пришел к выводу, что нужен целый комплекс мер. В первую очередь, необходимо задействовать институты гражданского общества, а именно – профессиональные ассоциации педагогов, а также попечительские советы. Что такое попечительский совет в том виде, о котором я говорю? На мой взгляд, их нужно создавать при каждом образовательном учреждении. В Советы могли бы войти активные граждане, в том числе общественные деятели, чиновники, предприниматели. И главной функцией совета был бы контроль за денежными средствами, независимый от администрации школы. Ведь сейчас, пожалуй, ни одна школа не живет только за счет бюджетных денег, везде есть пожертвования родителей, спонсорские вливания. Если то, что школе выделяется государством, еще как-то отслеживается, то контроль за прочими поступлениями заметно слабее. Совет мог бы этим заняться – то есть, например, проконтролировать, чтобы деньги, собранные на ремонт класса, до копейки были бы истрачены по назначению.

Возможность создания попечительских советов закреплена постановлении Правительства РФ, принятом еще в 1999 году. Но тут есть несколько подводных камней. Во-первых, большинство родителей не знают о том,  как он функционирует данный совет. Во-вторых, такие советы не выгодны отдельным директорам школ, поскольку им придется делиться полномочиями. Ведь совет не обязан утверждать и подтверждать все решения директора, у совета может быть свое собственное мнение. И еще один момент. Иногда школам хочет, да просто не может помочь бизнес. То есть, желание оказать спонсорскую помощь есть, но нужно пройти кучу разнообразных бюрократических процедур, что останавливает часть меценатов. Советы могли бы помочь в этом вопросе.

- Вы упомянули о профессиональных ассоциациях педагогов. А как они способны снизить коррупцию?

- В последнее время у нас в обществе сильно деформировались нравы, среди учителей – в частности. Некоторые не брезгуют подарками, подношениями и то и открыто намекают родителям на вознаграждение. При этом они редко задумываются: а имею ли я право принимать дорогой подарок? Выход один – ввести и четко прописать кодекс профессиональной этики, в котором будут зафиксированы некие стандарты. Скажем, нельзя принимать деньги от родителей учеников или подарки, за исключением цветов к 1 сентября. Кстати, такие нормы есть в подразделениях МВД России, ФСИН России и других силовых ведомствах. Конечно, я не хочу сказать, что моментальное средство, которое гарантирует освобождение от коррупции. И в правоохранительных органах встречаются люди, которые нарушают запреты и ограничения. Но там есть кодексы профессионально-этического поведения. Одно дело, когда ты нарушаешь некие абстрактные нормы, и совсем другое, когда нарушение касается писаных требований, с которыми ты ознакомлен и поставил свою подпись. Поверьте, это очень существенный сдерживающий фактор.

И еще – профессиональное сообщество педагогов в настоящее время не дает никаких оценок своим коллегам, уличенным во взятках. То есть, условно говоря, поймали одного профессора, но кафедра затем даже не собирается и не дает никакой этической оценке его поведению. А ведь это тоже необходимо делать! Вот профессиональные ассоциации педагогов могли бы выполнить эту роль: коллеге-мздоимцу вынесли бы общественное порицание. Все это создало бы эмоциональный и психологический фон, который препятствовал бы желанию получить незаконную выгоду. Кстати, этический кодекс можно было бы принять и в отношении школьников, студентов, аспирантов. Там можно было бы прописать  требования к культуре речи, манере одеваться. Необходим также  запрет пьянства, курения, приёма наркотиков. И конечно, необходим решительный запрет на любые коррупционные отношения. То есть нельзя  сдавать экзамены за денежное вознаграждение, списывать, преподносить подарки и т.д. И конечно, не следует привлекать к этому процессу родителей и иных заинтересованных лиц.

- Давайте перейдем к конкретным примерам. Есть такая форма взаимоотношений между учителем и учеником, которую многие родители называют скрытой взяткой – репетиторство. Что делать, если ваш ребенок был невнимательным на уроке или пропустил занятия из-за болезни, но педагог согласен провести с ним дополнительные занятия только за деньги?

- Первый вопрос, который вы должны задать: «Будет ли у нас с вами заключен официальный договор?». Вместе с педагогом поднимитесь к директору, оцените необходимость проведения дополнительных уроков, их количество. Поинтересуйтесь, какой результат вам гарантируют в итоге. Лучшим выходом будет заключение трехстороннего договора между родителями, школой и педагогом, где будет указана сумма гонорара учителю, объем знаний, которые он обязуется предоставить, конечный результат обучения. От таких договорных отношений выиграют все, и вы будете уверены, что вас не «развели» на деньги: за энное вознаграждение учитель будет обязан дать вполне конкретные знания.

- А что делать, если без материальных затрат с вашей стороны ребенку ну никак не хотят ставить хорошую оценку? А родители оболтуса-одноклассника купили учителю новый холодильник, и их сын почти «отличник»…

- Во-первых, советую ознакомиться с федеральным законом « О противодействии коррупции». Во-вторых, обязательно прочитайте Закон РФ «Об образовании». И не стесняйтесь обращаться в вышестоящие органы. Для начала сходите к директору, если не поможет – в департамент образования. В конце концов, пишите заявления в полицию и прокуратуру!

- Многие родители, читая эти слова и признавая вашу правоту, сейчас же зальются слезами со словами: «а ведь это все может отразиться на ребенке!».

- Одного-единственного «борца», скорее всего, в школе «затопчут». Но вы постарайтесь объединиться с другими родителями, ведь в классе наверняка не вы одни страдаете от неправомерных действий педагога. А вот группу уже игнорировать сложно – здесь разбирательства и последствия для педагога гарантированы. Поймите, что пуская дело на самотек и покорно принося в учебное заведение деньги и подарки, вы не делаете лучше своему ребенку. В крайнем случае, обеспечиваете чуть лучшие оценки, которые не имеют ничего общего со знаниями. Вы тем самым потворствуете коррупции, становитесь незаслуженной жертвой и вдобавок провоцируете учителя на аналогичное поведение по отношению к другим. В этом случае нарушения закона увеличиваются, как снежный ком! Лучший способ бороться со взятками – не давать их. Куда эффективнее окоротить взяточника или добиться его увольнения. И запомните: никто никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет выгнать вашего ребенка из школы до достижения им 15 лет. Это закон!

Точно так же не «ведитесь», когда за прием ребенка в первый класс с вас требует «подарок». По закону в общеобразовательных школах нет никакой состязательности при приеме в начальную школу. Обязаны принять всех! Никакие отговорки на отсутствие мест, особенно, если эта школа рядом с вашим домом, не принимаются!
И еще один момент: уход ребенка из школы, особенно группы учеников, может привести к тому, что школе будет срезано финансирование. Дети сейчас – «живые кошельки», школа получает за них деньги. Просто вам об этом не говорят. И поэтому в случае конфликта в учебном заведении, нормальный директор сделает все, чтобы вы не испортили ему картину своим уходом.

- Можно ли отказаться, когда учитель настойчиво просит сдать деньги на очередной ремонт?

- По закону вся помощь школе носит добровольный характер, поэтому вам решать – платить или не платить.

Я бы хотел рассказать еще об одной форме обучения, хотя она подойдет не для всех. Говорю про обучение экстерном – Закон РФ «Об Образовании» предусматривает такую форму уже в школе. Правда, подходит она  для учеников старших классов и сильных в плане учебы парней и девушек. К ним можно добавить юных спортсменов, музыкантов, артистов – одним словом тех, кто постоянно выезжает на соревнования, гастроли и т.п. В вузе можно учиться заочно, а теперь и в школе тоже. При всей сложности такого пути плюсы очевидны: ребенок может налегать на те предметы, которые в будущем ему действительно необходимы, может посещать подготовительные курсы при вузах. В школе можно появляться только на промежуточную аттестацию и экзамены. Сразу появляется много свободного времени, которое можно использовать для посещение  фитнес-центра, бассейна, углубленного изучения отдельных предметов. Плюс, сводятся на нет попытки взять с вас деньги – зачем требовать  взносы на линолеум, если вы по нему и ходить почти не будете. Но, повторю, экстернат подходит не для всех.

Об автора книги

Владимир Юрьевич Разумовский, родился в 1967 году в Липецке. Окончил Липецкий государственный педагогический институт и Российскую академию государственной службы при президенте РФ. Кандидат политических наук. Преподавал в различных учебных учреждениях. Автор 12 научных пособий и 14 статей в научных журналах и вузовских сборниках Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Липецка, Тамбова. С 2000 года на службе в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. В настоящее время – старший преподаватель учебного отдела ФКОУ ДПО «Межрегиональный учебный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области. Майор внутренней службы.

IMG_9657.JPG

Фрагменты книги

«В 90-е году прошлого века коррупция в школе ассоциировалась российской общественностью не только с поборами на «ремонт» класса, но и участившимися попытками некоторых педагогов подменить школьные уроки системой «теневого» репетиторства. Именно дополнительные платные занятия вызывали раздражение родителей учеников. Для пресечения подобной деятельности были разработаны Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного, общего и профессионального образования. (Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 181). К услугам, предоставляемым государственными (муниципальными) образовательными учреждениями, относится обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов, репетиторство, занятия по углубленному изучению отдельных предметов.

Отныне началу любых дополнительных занятий, не финансируемых из государственного или муниципального бюджета, должно предшествовать заключение трехстороннего договора между администрацией учебного учреждения, педагогом (исполнителем) и родителем обучающегося (потребителем). Эту процедуру регламентирует приказ Минобразования России от 10 июля 2003 г. № 2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных дополнительных услуг в сфере общего образования». Она должна вывести из «тени» уже сложившуюся практику, обеспечив тем самым педагогам дополнительный заработок, а ученикам – необходимые знания. Чувствительным ударом по коррупции на стыке среднего и высшего профессионального образования стало введение Единого государственного экзамена. В результате сложившегося в 90-е гг. прошлого века сектора «теневых» образовательных услуг был фактически заблокирован процесс поступления в вузы способных, но небогатых выпускников школ. У многих российских семей не оказалось достаточных денежных средств ни для оплаты занятий с репетиторами, ни для выезда к месту расположения вузов. Выход из создавшегося положения был найден в особой системе контроля за качеством знаний, способной обеспечить равные возможности и условия для доступа к образованию наиболее способных граждан России. Эту задачу как раз должен решить Единый государственный экзамен».

«Среди российской общественности существует мнение (кстати, не лишенное оснований), что огласка фактов вымогательства и обращение за помощью в полицию может привести к негативным последствиям для ребенка. Данный конфликт, возможно, осложнит отношения с администрацией учебного заведения, скажется на успеваемости и дисциплине. Повлияет на общение со сверстниками. Нездоровая морально-психологическая атмосфера, созданная вокруг конкретного ученика, как правило, влечет за собой его уход из школы. Но и переход в другое образовательное учреждение также не обеспечит полную защиту от возможного морального и психологического давления на ребенка вследствие корпоративной солидарности многих директоров. А отчисление студента из колледжа или вуза якобы «по собственному желанию» в дальнейшем может негативно сказаться на его судьбе.
Поэтому в ходе проведения оперативно-следственных мероприятий по установленным фактам коррупции в школах и вузах сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и Следственного комитета РФ неоднократно сталкивались со сложностью получения необходимых показаний от потерпевших и свидетелей. «Нам еще здесь учиться», - нередко приходится слышать полицейским и следователям от родителей учеников, студентов в ответ на призывы исполнить свой гражданский долг. Нерешительность, трусость и страх значительной части граждан приводит к тому, что правоохранительным органам зачастую не удается собрать необходимую доказательную базу и передать возбужденное уголовное дело в суд».

0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.