Общество
3367
01.04.2014 09:21

«Приходит Петька к Василию Ивановичу...»

Понятие «травить анекдоты» постепенно уходит в прошлое. Сегодня, в День смеха, мы рассуждаем об этом в рубрике «Уходящие вещи».

«Хотите анекдот?» - нельзя не заметить, что прежде эта фраза в людских разговорах звучала гораздо чаще, чем сейчас. Не то чтобы исчезли анекдоты, как перлы народного юмора. Просто люди почти перестали их рассказывать.

- Интернет полон анекдотов и на последних полосах газет продолжают их печатать, но все эти байки в большинстве своем бородаты, - говорит генеральный директор коммуникативного агентства «Прайд-Медиа» Андрей Ряжских. - Но я тоже заметил, что классический, привычный нам анекдот, как история с зачином и неожиданной развязкой действительно вытесняется более короткими шуточками. Это символично: ускорился ритм нашей жизни, изменилась система общения. Для того, чтобы травить анекдоты, нужна личная встреча, определенное количество времени для беседы. В конце концов, нужна известная доля артистизма, потому что далеко не все умеют рассказывать анекдоты. А сейчас мы, прочитав шутку, просто рассылаем ее друзьям по Сети. На это требуются считанные секунды и встречаться не надо... Исчезли те обстоятельства, в которых анекдот был уместен.

Народная сатира оставила, наконец в покое Василия Ивановича Чапаева с Петькой и научилась находить героев среди реальных персонажей.

Сейчас шутки рождаются мгновенно, как реакция на события в мире и расходятся со скоростью клика. Сейчас не надо готовить долгую предысторию: «Приходит, значит, Чебурашка к крокодилу Гене...» Остроты приобрели стиль телеграфных сообщений, выстреливаются одной строкой.

Крым был украинским, стал российским? Вот вам хохма: «Отстань, страна огромная!»

С появлением на политической арене боксера Николая Валуева хлынула волна приколов. Спортсмен на заседании в Думе внимательно смотрит в одну точку. Подпись к фото: «Муха... Как же она держится?..» Или такое утверждение: «Николай Валуев умеет собирать матрешку не по порядку».

Дмитрий Медведев придремнул на открытии Олимпиады? В Интернете дружный смех: «Мишки спят».

То ли дело раньше, когда при слове «Штирлиц» в голове словно открывались некие закрома и оттуда начинали являться один за другим байки про советского разведчика. Анекдоты обычно росли пластами, гроздьями. Люди с бездонной памятью, умеющие хорошо «травить» анекдоты, ценились в любой компании. С такими нигде не скучно.

Говорят, слово «травить» применительно к анекдотам пришло в нашу речь из матросского профессионального сленга. Травить — это значит, что-то, а точнее, канат, трос — раскручивать и подавать постепенно. В долгих морских путешествиях истории со смешной развязкой полагалось рассказывать медленно и обстоятельно. Все оттого, что известные анекдоты были наперечет, а новых взять негде. Поэтому в забавных историях смаковали каждое слово, каждую деталь.

- Анекдоты я люблю, но не все подряд, - говорит диджей радиостанции «Европа Плюс Липецк» Наталья Лаврова. - Например, похабные терпеть не могу. Я считаю, бывают анекдоты мужские и женские. Типичный пример «женского анекдота»: «Господь приходит к Адаму и Еве в Эдемский сад и говорит: «Дети мои, у меня для вас два подарка! Первый — это умение писать стоя...» Адам кричит: «Мне! Мне! Этот мне, Господи!» Получив подарок, Адам носится по райскому саду, писает стоя, где только может. Ева дергает Господа за край одежды и говорит: «Отче! А второй подарок какой?» «Мозги, Ева... Мозги!» - со вздохом отвечает Господь.»

Впрочем, Наталья тут же приводит пример «мужского» анекдота. Лев и Бык пьют пиво после работы в баре, Лев отвечает на телефонный звонок жены и послушно выслушивает от нее указания, что купить по дороге и отчитывается, когда придет. Бык удивляется: царь зверей — и такой подкаблучник?! А Лев отвечает: ты не путай, это у тебя жена корова, а у меня — львица!

Хоть и говорят, что более всего хороших анекдотов пришло из Одессы, но вряд ли вальяжный приморский юмор мог бы породить такое разнообразие приколов. Начать с того, что в каждой профессиональной среде были свои приколы: байки о докторах и пациентах (главврач сказал в морг, значит, в морг!), о студентах и преподавателях, армейские, про тещу, про Колобка, про чукчу, армянское радио, ГАИ, блондинок, головную боль у жены, алкоголиков, кавказские тосты... О том, как замотанная женщина с сумками бежала вечером по улице, а перед ней распахнул плащ голый извращенец, и она остановилась, оглядела открывшуюся перспективу и вскрикнула: «Точно! Яйца забыла купить!»

В театральной артистической среде анекдоты были свои, у киношников — свои. У циркачей — тоже особенные. У продавцов, строителей, аптекарей, учителей — все толковали о своем.

- Помню наивные анекдоты, которые мы рассказывали в детстве, - продолжает Наталья Лаврова. - Про Винни Пуха, Чебурашку. И нынешние дети также хохочут над этими приколами, как и мы когда-то. Например, когда я рассказала своей семилетней дочери историю «Телефона-телефона, чукча кушать хочет!», она так смеялась!

Поменялись времена — появились новые темы анекдотов: про новых русских в малиновых пиджаках, про геев, про кредиты, про психологов...

Да вот, кстати, про психологов. Два представителя этой профессии гуляют в парке. Один из них споткнулся, упал, подвернул ногу и лежит корчится на траве. Второй наклоняется к упавшему и говорит проникновенно: «Тебе больно? Тебе плохо? Ты хочешь об этом поговорить?»

- Несмотря на то, что анекдоты мы теперь рассказываем реже, юмора сейчас кругом полно, причем, на любой вкус, для потребителей любого возраста! - констатирует телеведущий Мигель Фернандес. - С одной стороны, это как со сладким — можно перебрать, приестся все. С другой стороны, юмор — это лекарство, и хорошо, что он доступен. Чего только нет: и КВН, и телепередачи с Петросяном, и ядовитый «Камеди клаб» - способ смешить, пришедший с Запада, и молодежные короткометражки, и «Шесть кадров», и «Уральские пельмени»…. С другой стороны, то, что сейчас стало гораздо больше пошлого юмора, с использованием не нормативной лексики, особенно в Сети, тоже говорит о многом. Ведь юмор — это социальная лакмусовая бумажка. Какое общество, такие шутки.

Анекдот от Мигеля Фернандеса: «Группа мужчин парится в бане, один ответил на телефонный звонок. Судя по разговору, звонила жена, спрашивала, можно ли ей купить сапоги? Конечно, дорогая! - ласково разрешает мужчина. Потом положительно отвечает ей на все остальные просьбы: шубу, машину... Окончив разговор, поднимает аппарат вверх и обращается к остальным парильщикам: «А это чей был телефон?»

Однако, едва мы решили записать анекдоты в разряд «уходящих вещей», выяснилось, что о журналистах в народе также сочинили едкую шуточку. Дескать, приходит корреспондент на пресс-конференцию в солидный банк и в ожидании начала мероприятия обращается к секретарше.

- А ваш босс сегодня пьяный на пресс-конференцию придет?

- Нет, что вы! - пугается секретарша.

- А он у вас потребует интимной близости? - продолжает корреспондент.

- Нет! - краснеет секретарша.

- А как вам сегодняшняя погода?

- Хорошая...- говорит секретарь.

На следующий день появляется материал под заголовком: «Вчера по случаю хорошей погоды управляющий такого-то банка пришел на работы трезвым и не потребовал интима от секретарши!»

На наш взгляд, байка о СМИ получилась необъективная. Но нам приятно, что журналисты попали в один ряд с такими популярными личностями как Василий Иванович с Петькой, Вовочка, Штирлиц и Борман.

Елена Фролова

0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.