Общество
8704
28.05.2013 19:18

Командир танков "Matilda", оставшихся в пойме ручья Озерки, погиб на Курской дуге

Командир 59-й танковой бригады, воевавший на Тербунской земле, через год погиб в штрафной роте в боях на Курской дуге.

Загрузка плеера
Под Тербунами вот уже вторую неделю продолжается операция по подъему частей английского танка «Matilda» из ручья Озерки. 

Сегодня, несмотря на зарядивший с обеда дождь участники операции продолжали работы. Экскаватор извлек со дна ручья  фрагменты трансмиссии танка, сиденье механика-водителя, блок двигателя с поршнями, искореженный поддон от него, масляный бак, рычаги управления, боеприпасы, различные узлы, патрубки, обрывки электропроводки, пулеметную ленту, вероятно от «Браунинга» или «Виккерса». Ранее на поверхность подняли носовую часть танка с табличкой, гусеницы. Полностью цельных фрагментов почти нет. Предположения, что «Матильда» разрушена взрывом, на сегодняшний день оправдываются. Правда пока не понятно — где находится башня танка и главное орудие. Сегодня поисковики еще раз обследовали местность и сам ручей, на дно которого опускался водолаз. «Фонит» снова у ближнего берега ручья, с которого и начинались работы. Там же они и возобновятся на днях, когда будет восстановлен старый настил. 

P528657312.jpg 
Тем временем, становится известна картина событий развернувшихся в июле 1942 года в этих местах. Как уже рассказывал GOROD48 липецкий историк Игорь Сдвижков, 6 июля 1942-го 3 бригады 11 танкового корпуса, после разгрузки на станции Долгоруково получили приказ на марш к фронту в район сел Вислая Поляна и Яковлево. Уже на следующий день, 7 июля, эти бригады получили приказ атаковать немцев и выдвигаются из села Яковлево к реке Кобылья Снова, с целью переправится через нее и повести наступление на Хрущево - Ивановка. Танки, подойдя к речушке Кобылья Снова, обнаружили, что форсировать этот, по сути ручей, практически невозможно не наладив нормальную переправу. Пойма речушки оказалась заболочена. А тут началась бомбежка, продолжавшая весь день. В итоге, бригады корпуса смогли переправиться через речку только к исходу 7 июля. На следующий день бои уже начались на рубеже речки Голая Снова в районе Хрущево и Ивановки. Встретив здесь упорное сопротивление противника, командир бригады подполковник Петр Крупский направил один танковый батальон в обход немецких позиций. Батальон должен был переправиться через ручей Озерки западней Ивановки и ударом во фланг сломить сопротивление врага. Но при попытке переправы через заболоченный ручей, танки батальона стали вязнуть в болоте при пойме. В результате, 13 английских "Матильд" с их узкими гусеницами намертво застряли в болотной грязи. Экипажи покинули боевые машины и пешком вернулись в расположение корпуса. Тем не менее, решено было вызволять танки из болот. Операцию назначили на 21 июля. Но к тому моменту корпус отвели в тыл, а пойма речушки оказался между нашими и немецкими позициями. Немцы использовали часть наших увязших танков под доты и огневые точки.

Как сложилась судьба затем комбрига Петра Крупского несколько лет выяснял Игорь Сдвижков. 

- В дальнейшей судьбе подполковника Крупского много неясного. Документов 59-й танковой бригады в архивных фондах практически нет. Изучение учётной послужной карточки подполковника Крупского даёт основания утверждать, что судьба бывшего командира 59-й танковой бригады сложилась трагически. Но скупые строки этого документа не столько разъясняют его судьбу, сколько добавляют новых загадок, - рассказывает историк. - В учётной карточке командира после записи от 26 февраля 1942 года о присвоении звания подполковника записано буквально следующее: «Осуждён ВТ к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. Лишён воинского звания 13.2.43. Восстановлен в правах и звании подполковника. Убит в бою 24 июля 1943 г.».

подполковник Крупский. июль 1942 г..jpg

- Из данных ОБД «Мемориал» следует, что командир 59 тбр подполковник Крупский был осуждён военным трибуналом Брянского фронта 26-27 ноября 1942 года. Что произошло с Крупским осенью 1942? За что он был осуждён военным трибуналом на 10 лет лагерей? Где был в заключении? Наконец, где он воевал летом 1943 и при каких обстоятельствах погиб? На эти вопросы у меня долго не было ответа. Открыть завесу тайны могли бы соответствующие документы военного трибунала, но получить к ним доступ рядовому исследователю невозможно, - продолжает Игорь Сдвижков. - Однако в феврале 2011 года я получил несколько писем от Бородинской Т.Г, невестки дочери полковника Крупского Зои Петровны, из которых я узнал ряд важных деталей, проясняющих дальнейшую судьбу бывшего комбрига 59-й танковой бригады. 

По рассказам Зои Петровны, которые помнит ее невестка, полковника Крупского оклеветали. Находясь на отдыхе, он получил предложение преподавать в Горьковском танковом училище и отказался. Обсуждая это во время «мужского застолья в узком кругу», сгоряча сказал, что он не тыловая крыса, как некоторые, и должен быть на фронте. Кто-то «стукнул», повод нашли - «отправка продуктов семье». Осужден был на 10 лет. Наказание отбывал в Копейске, Челябинской обл. с 13.02.1943 до 15.06.1943 

Судя по всему, находясь в лагере, бывший комбриг подал прошение об отправке его на фронт и в середине июня 1943 года, после полугода заключения был направлен в штрафную роту. Летом 1943 года его семья получила от него первую и последнюю короткую весточку по дороге на фронт. «Здравствуйте родные Дуся, Зоя, Вова. Крепко вас целую. С 15.06.1943 г. я в армии. Сейчас еду на фронт и, кажется, туда, где был Тима Кузнецов начальником гарнизона. Сообщи об этом Харчевникову. Возможно буду проезжать мимо вас. Как только будет адрес, сразу сообщу. Вместе со мной Федор, Тайбель и Черкасов. Мне ничего не надо. Если что выслала в колонию, то напиши, чтобы прислали обратно. Крепко вас целую. 26.6.43.» Менее чем через месяц Петр Крупский погиб в бою. 

Из донесения о потерях 192 отдельной штрафной роты, которая (судя по записи в документе) действовала в составе 170 сд следует, что бывший командир 59-й танковой бригады подполковник (а летом 1943-го - сержант) Крупский погиб 22 июля 1943 года и был похоронен на станции Змиевка Орловской области.

Так что, единственный оставшийся в строю к концу операции 5-й танковой армии Лизюкова командир бригады из 11-го танкового корпуса не дожил до Дня Победы. Он погиб сержантом в штрафной роте. Впоследствии Петр Крупский посмертно был восстановлен в своём воинском звании подполковника. Светлая ему память...
0
0
0
0
0

Комментарии

Написать комментарий
Как гость
Нажимая на кнопку "Опубликовать", вы соглашаетесь с правилами.