Бизнес
10371
27.03.2013 13:33

Александр Ерхов: Бизнесменам следует опасаться политизации их компаний

В конце 2012 года в Липецкую область со значимой сделкой пришел столичный инвестор – акционер Александр Ерхов приобрел контрольный пакет акций «Липецкого областного банка». Сейчас в банке выстраивается новая система отношений с клиентами с ориентацией на предприятия малого и среднего бизнеса. Отменены запреты Центробанка. О начале своего бизнес-пути, задачи перед «Липецкоблбанком», отношениях с органами власти и социальных проектах кредитной организации рассказал новый собственник банка Александр Ерхов.

Самое сложное в бизнесе – найти свое дело. Как Вы начинали свой путь к банковскому бизнесу?

Соглашусь, найти свое дело действительно сложно. Мой путь в бизнесе начинался в сложные 90-е. В то время рынок был еще не выстроен, деловые отношения только начинали формироваться, и зачастую приходилось действовать наугад, в процессе работы создавая правила и законы. Тогда не было вопроса о том, нравится тебе определенный бизнес или нет – занимались тем, что получалось. В 90-е годы была масса возможностей, и основная проблема заключалась в том, как эти возможности реализовать в существующих условиях. Ни я, ни мои партнеры не были профессионалами в своем деле, и мы принимали много непродуманных решений, но они впоследствии дали бесценный опыт.

Я начинал работать в смежных к банковскому сектору сферах – оптовой торговле, внешнеэкономической деятельности, логистике. Эти сферы только-только развивались в новых условиях свободного рынка, и мы шли путем проб и ошибок. Я сумел успешно реализовать себя и в сфере логистики, в торговле, и постепенно пришел к пониманию того, что хочу заниматься системным, традиционным бизнесом, который бы при этом предоставлял мне возможность использования инновационных подходов и решений. Банковская сфера в этом плане является идеальной – система работы четко определена, но при этом имеется потенциал для применения творческого подхода, модернизации системы работы в рамках определенных правил и порядков. Более того, банковская среда дает возможность логично и четко выстроить бизнес, предоставляет бесценный опыт межведомственного согласования проектов между государственными структурами, юридическими лицами, физическими лицами, опыт межрегиональных связей.

В целом же, банковской деятельностью я начал заниматься более пяти лет назад – с сектора малых и средних банковских структур. Мне наиболее импонирует именно этот банковский сектор в силу того, что он непосредственно работает с нашим растущим малым и средним бизнесом, вслед за ними динамично растет и развивается, быстрее адаптируется к меняющимся условиям рынка и, что очень важно – не подвержен политическому влиянию.

Какие, на Ваш взгляд, самые характерные ошибки бизнесменов?

Основной ошибкой бизнесменов я бы назвал политизацию их бизнесов, причем часто – на добровольной основе. Предприниматели пытаются укрепить свои позиции и делают ставку на органы государственной власти или какие-то политические группы влияния, как следствие получая растущую коррупцию и неэффективную работу. Позицией, когда человек уповает на личные связи и особые условия, очень часто заменяют реальную работу. В результате механизмы лоббирования довлеют над рыночными экономическими законами и тормозят развитие экономики и общества в целом.

Безусловно, работа с органами государственной власти очень важна – это касается и текущего взаимодействия, и реализации проектов в разрезе частно-государственного партнерства. Бизнес в данном случае берет на себя социальную ответственность, а государство предоставляет возможность реализовать эти начинания, обеспечивая должный уровень поддержки проекта. Но в данном случае необходимо четко понимать ответственность и возможности каждой стороны.

Еще одна ошибка – когда в бизнес приходят люди, лишь отдаленно понимающие законы рынка и то, как работают его механизмы. И соответственно, без должного внимания к мелочам, к организационной и документальной работе они наталкиваются на неудачи.

Что можете пожелать тем, кто только начинает бизнес?

Самая главная проблема, с которой сталкиваются начинающие бизнесмены – неуверенность в себе, в том, что они смогут осуществить задуманное и при этом желание иметь все и сразу. Всем хочется быть вторым Марком Цукербергом или Стивом Джобсом, и люди начинают ждать гениальную идею или озарение вместо того, чтобы просто начать работать. В первую очередь необходимо понять, что начиная дело, вы соревнуетесь только с самим собой, а не с окружающим миром. И поэтому очень важна планомерная работа, а не стремление собрать все звезды сразу.

Почему вы выбрали именно «ЛОБ»? Что означает для вас этот проект? Какие основные задачи Вы ставите перед собой в вопросах развития банка?

Сегодня Липецк – заманчивый в своем стремительном развитии рынок, и это соответственно отражается на банковской сфере. Можно бесконечно перечислять объективные причины – выгодное географическое положение, мощная промышленность, богатые культурные традиции, впечатляющая динамика развития экономики, инфраструктуры, градостроительства, демографии. Но решающим фактором в принятии решения о приобретении банка именно в Липецке стала исключительно позитивная деловая репутация региона.

Купив ЛОБ, мы нашли не просто банк, а сильную и стабильную диверсифицированную ресурсную базу, на которой легко приживутся новые технологии. Это надежный банк, сумевший сохранить самодостаточную зрелость и поддержать интерактивную современную актуальность. Максимально объективная информация, развитие, рост, репутация и, конечно, люди – это мощная основа для реализации самых смелых и масштабных задач. В банке работают профессионалы высокого уровня, знающие основы, без которых успешный бизнес просто немыслим.

Сильными сторонами этого кредитного учреждения являются комфортные и удобные в обслуживании продукты и услуги, поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, безупречный качественный сервис. Однако из-за усиления присутствия государственных и крупных частных банков в розничном и корпоративном сегментах у нас назрела необходимость скорейшего развития банка на розничном рынке банковских услуг. Ну и, безусловно, более пристального внимания требует подготовка и оптимизация новых продуктовых предложений.

Секретом успеха крупной компании является создание команды единомышленников. Тех, кто каждую задачу компании будет воспринимать как собственную. Возможно ли собственнику эффективно управлять бизнесом, не контролируя его каждый день?

На российском рынке разворачивается острейшая конкурентная борьба в сфере финансов, а потому банковское дело требует глубоких специфических знаний и огромного опыта — и коллектив обновленного ЛОба соответствует всем параметрам грамотной и успешной команды. Мы нанимаем профессионалов не за тем, чтобы говорить, что им делать, а за тем, чтобы они говорили, что делать нам.

Что же касается управления бизнесом, то я не рискнул бы полностью отходить от дел. Безусловно, оперативной работой занимаются специалисты банка, но стратегические вещи и определенный контроль ситуации – на мне.

Что Вы вкладываете в образ клиента банка? Кто он?

Современный клиент небольшого частного банка, если рассматривать юридическое лицо – это в первую очередь предприниматель «средней руки», которому как воздух необходимы оборотные средства. При этом необходимо понимать, что в нашей стране по-настоящему крупными можно назвать только три компании – Газпром, Ростелеком и сейчас уже и Роснефть. Что касается физических лиц, то это зарождающийся средний класс.

Мы сознательно сделали ставку на малый и средний бизнес – очень индивидуальный, с очень разным видением своего развития и совершенства, и стремимся выбирать такие же индивидуальные подходы в работе с такого рода предпринимателями.

Сегодня малый и средний бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Из-за недостаточности оборотных средств все «живые» деньги уходят в производство, и для поддержания жизнедеятельности и развития предприятию остро необходимы кредиты. И здесь возникает сложность – если крупному бизнесу взять кредит проще и выгоднее, то для небольшой компании, как правило, ставки выше из-за желания банков перестраховаться на случай невозврата. Плюс в секторе малого и среднего бизнеса выше конкуренция, сложнее найти рынки сбыта из-за нежелания многих посредников и продавцов работать с небольшими объемами. В результате почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом или сворачивает свою деятельность.

И в связи с этим, на мой взгляд, в работе с малым и средним бизнесом стоит развивать частно-государственное партнёрство. Инициатив много, и государству стоит более пристально прислушаться к потребностям предпринимателей и служителей банковского сектора.

Государство постепенно становится главным игроком на российском банковском рынке. По какому сценарию, на Ваш взгляд, будет развиваться банковская система, каковы перспективы региональных частных банков? Насколько, по Вашему мнению, сегодня власть взаимодействует с бизнесом?

Давайте сразу же разграничим: государственно ориентированный банковский сектор и прикладной банковский сектор, который работает с потребителями – это разные вещи. У этих секторов разные цели и разные клиенты. Поэтому давать общие прогнозы было бы некорректно.

Я думаю, что нас ждет ужесточение контроля регулятора. Пока политика ЦБ находится в процессе формирования, это связано со сменой руководства, но учитывая сложности в экономике и уже высказанное требование ЦБ с 1 июля увеличить резервы капитала для потребительского кредитования, облегчения жизни нам ждать не стоит.

Вообще, за последние годы жизнь небольших региональных банков существенно усложнилась – повышаются требования Центробанка, становится сложнее позиционировать банк среди сотни похожих структур, которые пропагандируют, по сути, одинаковые ценности. Исходя из моего личного опыта, к этим сложностям можно приплюсовать непростые взаимоотношения с бывшими собственниками кредитных организаций, которые не хотят решать внутренние вопросы по-деловому, без привлечения СМИ и третьих лиц, или топ-менеджерами, которые не способны идти в ногу со временем и многие годы работают по одной неэффективной схеме. Сюда же стоит отнести и не всегда адекватные отношения с органами власти, как это происходит, к примеру, в некоторых регионах Центральной России – власть совершенно не готова к диалогу и партнерским отношениям.

Впрочем, несмотря на все турбулентности и известные внешние факторы на международных финансовых рынках, российский банковский сектор продолжает сохранять устойчивые показатели развития и в этом смысле является привлекательной сферой для внешних инвестиций. Обостряется необходимость слияний и поглощений, потому что у его участников должна быть возможность объединять свои структуры с целью повышения капитализации. Прибыльность банковского сектора также продолжает сохраняться, хотя темпы роста прибыли несколько замедлились.

В последнее время стала очевидной социальная ответственность бизнеса. Расскажите о благотворительных проектах банка?

Я бы не стал делать заявления насчет «очевидной» социальной ответственности. Да, многие бизнесмены, в том числе и банкиры, считают, что социальная ответственность является перспективным направлениям, но в настоящее время мало кто готов активно этим заниматься. Это направление деятельности может оказать существенное влияние на репутацию кредитной организации. В нашем зарождающемся капитализированном обществе еще надо дорасти до определенного уровня корпоративной культуры, когда важность такой работы понимают не только первые лица, но и менеджмент на всех уровнях.

Непосредственно в показателях влияние мероприятий по социальной ответственности измерить трудно. Однако такая деятельность, безусловно, укрепляет доверие партнеров по бизнесу, спонсоров и инвесторов к организации, которая этим занимается. С компанией, которая демонстрирует свою социальную ответственность, охотнее строят деловые долгосрочные отношения.

Банк в настоящее время активно развивает социально-благотворительные проекты. Кроме этого, в конце 2012 года банк направил новогодний подарочный бюджет не на подарки и сувениры для постоянных клиентов, а на финансирование лечения 4-летнего мальчика, который болен детским церебральным параличом.

В целом, социальная ответственность и взаимопомощь должна быть присуща любому бизнесу – нужно уходить от пассивной патерналистской позиции и помогать тем, кто нуждается в этом.

ОАО «Липецкоблбанк»


На правах рекламы

0
0
0
0
0